Страничка будущего первоклассника

Готовы ли Вы отдать своего ребёнка в школу? Готов ли Ваш ребёнок к школе?

Самым главным  многие родители будущих первоклассников считают «готовность к школе»

А что это такое, давайте сегодня разберёмся.

Готовность к школе—  это не только умение читать, писать и считать.    Это сложный процесс, который   имеет   четыре  основные составляющие:
  1Мотивационную готовность
  2. Физиологическую  готовность
  3. Социальную готовность
  4. Психологическую  готовность

Если у ребенка в 6  лет  есть все перечисленные   навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу - он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов - тоже.

  МОТИВАЦИОННАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 

         Это одна из основных составляющих личностной готовности ребенка к школе.  К сожалению, не все  родители придают  значение  желанию ребенка пойти в школу, делая акцент на интеллектуальной и специальной готовности к школе.  Однако в формировании у дошкольников мотивов  (желания) учения, решающую роль играет семья, потому что основные человеческие потребности,  социальные и познавательные, закладываются и развиваются   в раннем    детстве.

Что  является мотивационной основой школьного учения?

 Интерес к новым знаниям,

 Навыки поиска интересующей информации,

 Осознание общественной значимости школьного учения,

 Умение подчинять свое «хочу» слову «надо»,

 Желание трудиться и доводить начатое дело до конца,

 Умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки,

 Стремление к успеху и адекватная самооценка

Все это  формируется, на протяжении всего дошкольного возраста, в дошкольном образовательном учреждении, так и   в условиях семейного воспитания. 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ   ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ

         Определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.  

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Например, ребенок хорошо считает, решает задачи, но не успевает за темпом класса и не весь объем классной работы может выполнить. Учитель делает замечания, родители сердятся, а ребенок просто не способен на быстрый темп работы в силу ослабленности организма и повышенной утомляемости. Такому ребенку лучше окрепнуть и, возможно, прийти в школу на год позже.

СОЦИАЛЬНАЯ   или   НРАВСТВЕННАЯ  ГОТОВНОСТЬ  

         Это сформированность таких  качеств, которые обеспечивают:

  установление нормальных  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

  вхождение в жизнь класса и выполнение совместной деятельности 

Так если ребенок не умеет дружить, идти на уступки, договариваться, вежливо общаться со взрослыми, понимать разницу в общении между ребенком и взрослым, ему будет трудно приспособиться в классном коллективе 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе; она включает несколько компонентов:

волевая готовность  - это достаточно высокий уровень развития произвольности, т.е контроля  поведения. В какой момент необходимо остановиться, а в какой наоборот проявлять активность

интеллектуальная  готовность  - наличие определенных умений, навыков и необходимого уровня развития познавательных процессов, таких как: внимание , память, мышление, воображение и восприятие.

Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий  в  школе, мы можем судить по многим факторам:

  1. Есть ли желание учиться
  2. Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и  контролировать свои действия
  3. Хорошо ли развиты навыки общения как со взрослыми так и с детьми, может ли работать в коллективе
  4. Развита ли речь? Это один из важных критериев готовности к школьному обучению.
  5. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух.
  6. Умеет ли выполнять логические операции;   устанавливать причинно-следственные связи,  выделять главное.
  7. Достаточно ли развиты  тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация.

 Дома беседуйте с детьми о школе. Можно рассмотреть вместе школьные фотографии, поделиться воспоминаниями о первой учительнице. Расскажите детям,  как вы справлялись со школьными заданиями, как много нового и интересного вы узнали в школе. О том, что не всегда всё получатся с первого раза, объясняйте, что усердие поможет стать хорошими учениками.

 Перечень литературы, которая может быть Вам полезной в подготовке Вашего ребёнка к школе.

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

  1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе.
  2. Гуткина К. И. Психологическая готовность к школе. 
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе.
  4. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет.
  5. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера
  6. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М.М. Безруких, С.П. Ефимова.
  7. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению.
свернуть

Памятка для родителей будущих первоклассников

 

Для того, чтобы обучение в школе было комфортным и успешным, нужна подготовка. Если Ваш ребёнок регулярно посещает детский сад, то скорее всего – он всё это знает. Однако, не лишним будет проверить, что нужно знать и уметь ребёнку, поступающему в 1 класс?

  1. Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
  2. Знать, в какой стране/городе он живёт и уметь называть другие знакомые ему страны мира;
  3. Знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
  4. Объяснять, почему одних животных называют дикими, а других – домашними. Объяснить, какую пользу животные приносят человеку;
  5. Называть главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
  6. Называть детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
  7. Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду. Приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Приводить примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Называть овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Называть лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
  8. Называть комнатные растения, которые есть дома и в детском саду;
  9. Знать, какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным;
  10. Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть. Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена;
  11. Называть, какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг. Называть, какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
  12. Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
  13. Иметь представления о природных и погодных явлениях;
  14. Знать основные цвета;
  15. Знать понятия: право - лево, вверху - внизу, перед (ним) – за (ним); вверху слева;
  16. Знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
  17. Уметь определять первый и последний звук в слове, а также последовательность звуков в слове, уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  18. Знать буквы, цифры до 10 и счётные операции в их пределах;
  19. Уметь определять количество слов в предложении, количество слогов в слове;
  20. Уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
  21. Уметь отгадывать загадки и составлять описательные загадки;
  22. Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
свернуть

Будущему первокласснику

 

 

       Консультация для родителей

                   «Скоро в школу»

 

 

 

 Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника – положения школьника.

Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе с новыми для него правилами.

Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка :

  • к школе
  • к учителям и учебной деятельности
  • к сверстникам
  • к родным и близким
  • к самому себе.

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные занятия в школе и дома.

ОТНОШЕНИЕ к учителям и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя. Быть готовым к тому, что на уроке нельзя говорить на посторонние темы и чтобы задать вопрос самому, необходимо поднять руку.

ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ. Должны быть развиты коммуникабельные качества, помогающие общаться и взаимодействовать со сверстниками. Уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Уметь быть членом коллектива детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения в большей мере зависит от:

  1. эмоционального климата группы детского сада;
  2. характере сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

ОТНОШЕНИЕ К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ,

Имея «личное» пространство в семье ребенок должен испытывать уважительное отношение родных, братьев, сестер к его новой роли УЧЕНИКА. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Завышенная самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «Школа плохая», «Учитель злой» и т.д.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Должна быть развита любознательность, желание узнать новое. Необходим достаточный уровень сенсорного развития. А также развиты: образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он проживает. Знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают. Хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать месяцы, дни недели. Различать основные виды деревьев, цветов, животных. То есть он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Дети должны уметь находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает:

  • радостное ожидание начала обучения в школе
  • достаточно развитые нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства
  • сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.)

Путь в мир прекрасного начинается очень рано, привитие эстетического вкуса обеспечивает семья. Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности – укрепляет уважение и привязанность к родителям, учит гордиться ими, способствует созданию благоприятных отношений в семье.

Эстетический вкус развивается в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира. Старшие помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. В таких оценках взрослые должны быть очень осторожны.

 

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим дошкольной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задание учителя, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

 Исходя из этого, взрослый должен:

  • ставить перед ребенком такую цель, которую он бы не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появиться желание ее достигнуть.
  • направлять, помогать в достижении цели.
  • приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
  • воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности.

У ребенка должна быть сформирована организованность. Умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной деятельности.

10 ЗАПОВЕДЕЙ МАМЫ И ПАПЫ   БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

 НАЧИНАЙТЕ «ЗАБЫВАТЬ» О ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить помыть тебе посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т.д.)»

 ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

 НЕ РУГАЙТЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ.

Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя и воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

 НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

 ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЕНКА К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

 ПОСТОЯННО ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ.

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему понравилось больше всего. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.

 ОТВЕЧАЙТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС РЕБЕНКА.

Только в этом случае познавательный интерес никогда не иссякнет.

 ПОСТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

 ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ, ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВАШИМ МАЛЫШОМ.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

 НЕ СТРОЙТЕ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА ЗАПРЕТАХ.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

 ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ   К ШКОЛЕ И НАПРАВЛЕННОСТИ   НА ОБУЧЕНИЕ

 Экскурсия с ребенком в школу.

 Встреча и знакомство с учителями.

 Рассказы о своих любимых учителях.

 Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

 Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.

 Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

 Семейное чтение художественной литературы.

 Организация книжного уголка для ребенка.

 Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

 Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славиться ум, подчеркивается значение книги.

 Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».

 НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ!

свернуть