Питание

РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

02.10.2018

Кому из родителей не знакомы подобные сцены? Ребенку только еще повязывают фартучек, ему еще только пододвигают тарелку с супом или кашей, а он уже недоволен, уже отказывается есть. При этом не действуют ни уговоры, ни разнообразные ухищрения и уж тем более угрозы. А во всякого рода препирательствах, типа: «Ешь!» - «Не буду!» - «Не встанешь из-за стола, пока тарелка не будет чистая!» - «Ну, и, пожалуйста, останусь тут жить!» - мы опять-таки обречены на поражение, потому что последнее слово все равно остается за ребенком. Безусловно, каждая мама, у ребенка которой по каким-то причинам ухудшился аппетит, просто мечтает, чтобы ее дитятко ело более охотно (причем они совершенно уверены иногда в катастрофических последствиях подобного явления даже в том случае, если чадо кушает нормально, а все страхи являются лишь иллюзией). При этом некоторые из них стараются любой ценой накормить свое чадо, даже против воли. Этим самым они, конечно же, способны добиться сиюминутной победы – в данный конкретный момент тарелка окажется пустой, но при этом уже в ближайшем будущем могут возникнуть другие трудности. Ведь насильное кормление никогда не приносит успеха: наоборот, чем настойчивее применяется такая практика, тем хуже ест ребенок. К тому же, пища, съеденная по принуждению, имеет обыкновение хуже усваиваться. Нередко мамы жалуются на плохой аппетит ребенка только потому, что просто не представляют себе его истинные потребности и, заранее испугавшись, просто не пытают вникнуть в тонкости ситуации. Например, на втором году жизни, когда ребенок перестает столь интенсивно расти, он начинает отвергать предлагаемую ему пищу в том количестве, в котором он поглощал ее раньше. И в этом случае у мамы не должно быть никаких поводов для беспокойства: ни один ребенок, если он действительно хочет есть, не будет отказываться от еды. К двум-трем годам дети вдруг перестают любить каши и категорически отказываются от молочных блюд. Для мамы это настоящая трагедия, а малыш выглядит вроде бы и неплохо. И здесь ничего удивительного нет: сколько можно есть одно и то же? Поменяйте на время традиционное меню и предложите вашему маленькому упрямцу (а он, в принципе, ничем не отличается от своей мамочки, которой сегодня хочется солененького, завтра сладенького, а послезавтра – «сама не знаю чего») что-нибудь новенькое. Эффект превзойдет все ваши ожидания, и возвращение к кашам и молочным продуктам впоследствии тоже вполне возможно.

Дети школьного возраста едят, как правило, уже лучше, но и у них возникают свои проблемы, связанные с неудачным режимом дня, бесконтрольностью со стороны родителей, плохим качеством «казенной» пищи. Но, как бы то ни было, когда дети отказываются от еды, важно найти прежде всего причину плохого аппетита. Если она кроется в каких-либо хронических заболеваниях, способных понижать аппетит, надо выявить их как можно раньше, чтобы приступить к лечению и выработке правильного режима дня. В остальных случаях искать причину следует в неправильной организации питания и всего режима жизни ребенка, в вашем с ним отношениях за столом и психологическом давлении.

                    А теперь несколько конкретных советов:

Ребенок должен садиться за стол в определенное время и не раньше, чем через три часа после очередного приема пищи. В промежутках между завтраком, обедом, полдником и ужином не следует давать детям никакой еды, даже чая. Это касается и сладостей, способных понижать аппетит на длительное время.

Пить ребенку нужно давать также в определенное время. Для этого в пищу должно включаться такое количество жидкости, которое бы удовлетворяло потребность растущего организма. С этой целью к каждому кормлению добавляется жидкое блюдо: в завтрак – молоко, какао, чай; в обед – суп, компот, кисель; на полдник – молоко, кефир, простокваша, чай, настой шиповника, фрукты (так как многие из них содержат большое количество жидкости); к ужину – кисель, молоко.

Нельзя допускать торопливости во время еды, но не следует и затягивать время пребывания ребенка за столом. Длительность обеда не должна превышать 30 минут. Кормить ребенка следует терпеливо. Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи.

Очень важна обстановка во время еды. Упрашивания и уговоры так же, как и окрики за столом, совершенно не допустимы. Во время еды не следует делать ребенку строгие замечания («Как ты сидишь! Опусти ноги!») и выговоры, обсуждать, допустим, его плохие отметки и шалости. Для всего есть свое время! Обо всем этом можно поговорить с ребенком, когда он выйдет из-за стола. А во время трапезы с вашим малышом – разве это плохая компания? - обязательно старайтесь создать радостную атмосферу, в которой он будет видеть свою маму только улыбающейся, а не сердитой.

Не давайте ребенку блюда, которые ему не нравятся. Если он не любит капусту – так почему бы вам тогда не престать продолжать упорно класть ее в борщ? Предоставьте детям возможность выбора. Даже у самого маленького ребенка можно спросить: «Что ты хочешь, чай с лимоном или какао?» Ласково и спокойно предлагайте ребенку еду и так же спокойно относитесь к отказу, старайтесь открыто не проявлять своего недовольства. Вместе с этим прекратите все споры по поводу еды. Старайтесь вкусно готовить и красиво оформлять блюда, только не переусердствуйте в своем стремлении, чтобы не воспитать маленького гурмана.

Разрешите малышу участвовать в процессе приготовления пищи: пусть он даже всего лишь будет что-то насыпать или перемешивать. Ведь уже это нередко может вызвать аппетит.

Научите хорошим манерам кукол. Посадите их за стол, поставьте перед ними тарелочки, обратите их внимание на то, что им следует наклоняться над тарелкой, не крошить и не проливать пищу на стол, вытирать руки и рот салфеткой. С помощью такой игры ваш малыш легко научиться хорошим манерам поведения за столом и сам, да еще будет и вас поучать.

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по организации питания дошкольников

02.10.2018

Ребенка надо кормить в строго установленное время.

Давать только то, что полагается по возрасту.

Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая воз­можность хорошо прожевывать пищу.

Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

Не отвлекать от еды чтением или игрой.

Не применять поощрений за съеденное, угроз и на­казаний за несъеденное.  

Надо поощрять:

  • желание ребенка есть самостоятельно;
  • стремление ребенка участвовать в сервировке и убор­ке стола.

Надо приучать детей:

  • перед едой тщательно мыть руки;
  • жевать пищу с закрытым ртом;
  • есть только за столом;
  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
  • вставая из-за стола, проверить свое место, достаточ­но ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  • окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взро­слым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, осо­бенно если в семье и детском саду нет единых взглядов и на этот счет.

свернуть

Питание детей дошкольного возраста в летний период

31.05.2018
Летом происходит более активное течение обменных процессов, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах. Необходимо увеличение калорийности и пищевой ценности рациона детей. Среди различных методов оздоровления фактору рационального питания принадлежит ведущая роль.
развернуть

Однако в организации питания детей в летний период нередко встречаются определённые трудности. Чаще всего это связно с выраженным снижением аппетита у ребёнка в жаркие летние дни, когда нарушается выработка пищеварительных соков, увеличивается потребность в жидкости. С другой стороны, летом дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, много двигаются, принимают водные процедуры. Всё это сопровождается более активным течением обменных процессов, увеличением энергозатрат  организма, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах.

     Установлено, что в летний период энергозатраты детского организма возрастают примерно на 10% по сравнению с другими сезонами года.Отмечено также, что летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно и организм ребёнка испытывает повышенную потребность в белке – основном пластическом материале для построения клеток и тканей.

     Кроме того, во время сильной жары организм ребёнка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В. Это тоже требует увеличения пищевой ценности детских рационов.

      Летом для детей калорийность и пищевую ценность рациона необходимо увеличивать . Следует, в первую очередь, увеличить количество молочных продуктов за счёт творога и кисломолочных напитков, оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения. Большую роль в повышении белковой ценности детского рациона играют мясные продукты.

Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи и фрукты,  особенно редис, салат, ранняя капуста, морковь, свекла, репа, а также кабачки, огурцы, помидоры. Давать их рекомендуется не только в обед, но и на завтрак и ужин с обязательным добавлением различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребёнок получает большое количество витаминов, микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ.

Помимо того, что большинство ранних овощей и  различная зелень являются источниками витаминов и минеральных веществ, они ещё являются поставщиками щелочных солей и щелочноземельных металлов, которые способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия в организме, очень часто нарушающегося в условиях перегревания.

      Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питьё предлагается детям в виде свежей кипячёной воды, отваров шиповника, овощей, несладких соков, бутилированной воды.Питьё рекомендуется давать детям после возвращения с прогулки и перед проведением закаливающих процедур.

      В жаркое время года особенно важно строго соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования при приготовлении детского питания, нарушение которых создаёт реальную угрозу пищевого отравления или распространения кишечных инфекций.

      В летнее время создаются наиболее оптимальные возможности для поведения работы в детском коллективе. Дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, усиленно занимаются посильным трудом.

      Летом организуется максимальное пребывание детей на свежем воздухе: утренний приём детей на воздухе, проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе, солнечные и воздушные ванны, босохождение, сон с доступом свежего воздуха, оздоровительная гимнастика.

свернуть