Оздоровление

Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье

02.10.2018

     Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей.

Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.

От чего же зависит здоровье человека?

Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 – от внешних условий (среда – экология), 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.

   Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

   Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре.

Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой        в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

   Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

   Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом – задача педагога.

     В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями. по бревну или доске

( «мостик через речку»); перешагивание через бревно; перелезание через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения ( пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перешагивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе. Используется и бег с высоким поднимание бедра, на прямых ногах ( не сгибая в коленях), приставным шагом боком и др. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.

   Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры ( элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении.

   Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом продолжительностью до 20 мин. в старшей группе без дополнительных двигательных заданий.

   Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

   Популярное циклическое упражнение – бег трусцой со скоростью 5-7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3-4-го года жизни ( преимущественно в игровой форме), через один - два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2-3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега1,5-2 км без напряжения.

   Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

     Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно не проветривалось.

                           Какой же можно сделать вывод?

Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становится ценностным.

Родители играют важную роль в развитии у детей ценностного отношения к здоровью. Именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

свернуть

Летний оздоровительный период

31.05.2018
Лето прекрасное время года. Его любят взрослые и дети. Летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.
развернуть

Главная задача учреждения дошкольного образования в летний период времени организовать жизнь дошколят так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летних каникулах, играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго радовали их.

  С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

С наступление жаркой поры меняется и специфика работы дошкольного учреждения. Педагоги организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе: озеленяют и  оформляют групповые участки, осуществляют ремонт и покраску игрового надворного оборудования, пополняют количество выносного оборудования для игр детей.

 Летний период  в детском саду принято называть оздоровительным, и он имеет свои особенности. Не у всех родителей есть возможность выезжать из города  с целью оздоровления ребенка, приобретать путевки в санатории. Задача детского сада состоит в том, чтобы максимально использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился.

  Содержание образования детей в летний период реализуется в партнёрской деятельности взрослого с воспитанниками.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

В учреждении дошкольного образования в период летних каникул проводится физкультурно-оздоровительная работа, которая включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическая работа, которая включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период  мы организуем:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

 При организации музыкальной деятельности с воспитанниками проводятся:

  • музыкально-дидактических игры, музыкальные викторины;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

Таким образом, лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем.  Все  усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление и закаливание детского организма.

 

 

ОСТОРОЖНО - ЛЕТО!

Уважаемые мамы и папы!

   Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха.

 

 Опасности, связанные с путешествием

на личном транспорте:

открытые окна;

 — не заблокированные двери;

 — остановки в незнакомых местах.

Сажайте детей   только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности.

Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.

Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.

 Опасности, связанные с путешествием на поездах:

— открытые окна;

 — тамбуры вагонов;

 — верхние полки;

 — кипяток;

 — незнакомые люди.

Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.

 Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне (особенно — для городского ребенка):

 — печка;

 — колодец;

 — инструменты;

 — заброшенные доски с гвоздями;

— незнакомые животные;

— купание в водоемах.

 Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:

 — открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;

 — заглядывать в колодец;

 — трогать инструменты;

 — купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.

 — подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить;

 Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде:

— крутой склон дороги;

 — неровности на дороге;

 — проезжающий транспорт.

Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.

 Меры предосторожности, связанные с купанием в водоемах

Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка на пляже головной убор. Располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно. Резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги.

Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.

 Незнакомая еда

В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:

- не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;

- если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде – узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;

- в некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить – лучше покупайте бутилированную;

- не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;

- соблюдайте тщательную гигиену – мойте руки с антибактериальным мылом.

 Правила безопасности на пляже

 Теплый, рассыпчатый песок – настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.

Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде – и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:

- ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения – вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;

- плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах – на оборудованных пляжах, где есть спасатели;

- если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;

- не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов – эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;

- не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;

свернуть

Важность пешеходных прогулок, экскурсий в общении с природой

31.05.2018
Пешеходные прогулки – прекрасное средство расширения кругозора, познания красоты природы. Они помогают развивать у ребят зрительную память, логическое мышление, внимание, выносливость, смелость, умение видеть изменения в природе, воспитывают бережное отношение к ней. Уважаемые родители, запомните!
развернуть

Каждая прогулка, поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому тщательно отберите разнообразные интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

       В городских условиях это сделать не просто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, тенистые аллеи, небольшая речка или пруд, различные зоны отдыха, тихие окраинные улочки  с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута.

       Внимание! В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей.

       Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок сталкивается с миром животных, птиц, насекомых, растений. Он с удовольствием рассматривает жука, бабочку, следит стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.

            Наблюдение окружающей природы оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Наблюдение в природе развивает речь ребенка, словарь детей.

        Окружающая природа – источник не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Наблюдая за птичками, дети учатся заботливому отношению к ним.

       Ответная реакция животного на ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

       Природа –это первый урок эстетики для ребенка ( наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать, ценить и беречь ее красоту. Прогулки в природу дают детям ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, о разноголосии пения птиц. О сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя. Обязательно наблюдайте за цветущими деревьями, за первым теплым дождем. Наблюдая, используйте художественное слово, давайте возможность говорить детям. Например, рассматривая одуванчик, прочтите: «Носит одуванчик желтый сарафанчик» и др.

Художественное обогащает восприятие детей. дает более яркое впечатление, которое надолго оставляет след в душе ребенка.

         При наблюдении необходимо учесть, что внимание детей особенно младшего возраста, неустойчивое, значит нужно обращать внимание на самое главное, основное. Важной предпосылкой для формирования четких представлений и знаний в процессе наблюдения является выявление и учет предыдущего опыта, который ребенок накопил в быту.

Следует побуждать детей осматривать, ощупывать, нюхать, слушать и результаты воспринятого отразить в слове. Например, возьмите ромашку, укажите на ее стебель: «Это стебель, потрогай, он гладкий, твердый. Понюхай, пахнет ли ромашка?».

       С появлением насекомых, рассмотрите жука, божью коровку, покажите, какая она красивая, как она ползает, летает.

      Послушайте пение птиц, посмотрите, как они прыгают по земле, как купаются в луже.

      Для успешного ознакомления с природой большое значение имеет отношение самих взрослых к природе. Их умение находить в ней красивое и наслаждаться им.

      Важно изучить природу своей местности, понаблюдать сезонные изменения. Научиться распознавать наиболее распространенные растения и животные.

      Всю жизнь человек хранит воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, по которой бегал за бабочкой. Нужно учить детей наблюдать и видеть вокруг красоту, беречь ее, уважать людей, создающих все прекрасное вокруг.

     Впечатления после прогулок ребенок может закрепить в изодеятельности, дидактической игре. Нужно только создать для него условия.  Например, дидактическая игра «С какого дерева листок?», «Найди такой же», «Побери лепесток» и др.

         Родитель, любящий природу, сумеет сделать ее эффективным средством всестороннего воспитания детей.

 

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №59 г.Минска» Ж.А.Кожемякина

свернуть