Адаптация

«Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

   Привыкание большинства детей к дошкольному учреждению протекает достаточно болезненно. Лишь единицы быстро и беспроблемно входят в новую среду, принимают незнакомые условия и требования.
   Трудности обусловлены прежде всего тем, что в этот момент происходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего членами семьи. Приход в дошкольное учреждение означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди многих других детей.
   Вы решили отдать своего ребёнка в детский садик или ясли? Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо неё целый день придётся быть с воспитателем и ещё десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на её внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребёнок привыкает по-своему.
  Однако,  можно ОТМЕТИТЬ НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затруднённой адаптации ребёнка к яслям.
Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребёнок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребёнка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течении 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребёнком не всё в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребёнок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребёнка, то начинает его ещё больше подстёгивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребёнок ещё больше затормаживается, становится ещё более вялым, безучастным.
Если вы заметили, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребёнку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьёзным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношение со сверстниками.
Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, потому не могут быть принятыми в группе.
Как помочь ребенку на этапе адаптации?
1. Создать дома спокойный, бесконфликтный климат. Уменьшить нагрузку на нервную систему – на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Сократить просмотр телевизионных передач.
2. Запастись терпением, не реагировать на дерзкие выходки и не наказывать за капризы.
3. Поиграть с ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть одна из игрушек будет самим ребенком. Понаблюдать, что делает эта игрушка, что говорит, помочь вместе с ребенком найти ей друзей и решить проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру «Дорога от дома к детскому саду». Играя малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.
4. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду.
5. Не совершать ошибки и не делать перерывов в посещении дошкольного учреждения – неделя, проведенная дома, не только не поможет малышу адаптироваться, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
6. Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстраховаться и придти раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
7. Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии ребенка. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.
Что можно порекомендовать?
Если ребёнок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
Если ребёнок — единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать
интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребёнка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует
побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребёнок чувствует себя скованно, напряжённо, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускать непоправимую ошибку – не считать, что он заменяет семью.
 
Источники:
1. О. А. Терехина, В. С. Богословская Здравствуй, детский сад! Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению. Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2006
2. Минская школа сегодня. «Собираемся в детский сад!» №8 2007
3. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья» М. В. Тимофеева Волгоград 2009
свернуть

«Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования»

30.09.2019

   Адаптация детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования предполагает процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Дома дети привыкли к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими людьми, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будут новыми и непривычными для детей, к ним придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Процесс адаптации чаще всего сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений в поведении и в общем состоянии ребенка. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • изменение эмоционального состояния (ребенок много плачет, раздражается).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретенных навыков (ребенок перестает проситься на горшок, может вернуться к соске, речь становится заторможенной и др.).

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в учреждении дошкольного образования, зависят от индивидуально-личностных особенностей детей: типа нервной системы, степени общительности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д.

Выделяют три степени адаптации: легкую, средней тяжести, тяжелую:

При легкой адаптации дети привыкают к новым условиям безболезненно, это происходит приблизительно в течение месяца. Дети включаются в игры, доброжелательны, мало капризничают, соответственно возрастной норме прибавляют в весе, адекватно ведут себя в детском коллективе.

При адаптации средней тяжести дети зачастую болеют острыми респираторными инфекциями, периодически вспоминают родителей, всплакивают, но впоследствии отвлекаются. Настроение может быть неустойчивым, эмоциональное состояние нормализуется в течение 1-2 месяцев. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней. Отношение к близким людям зачастую становится эмоционально-возбужденным (появляются плачь, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Однако при эмоциональной поддержке взрослых дети проявляют познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой социальной ситуации.

Самой нежелательной для детей является тяжелая адаптация, длится она от 2 до 6 месяцев. Эмоциональное состояние детей нормализуется очень медленно. В этот период дети либо переносят повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляют стойкие нарушения поведения. Дети плохо засыпают, сон короткий. Вскрикивают, плачут во сне, просыпаются со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции детей, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивные реакции, двигательный протест), либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). При тяжелой адаптации дети избегают, сторонятся сверстников или проявляют агрессию. Отказываются от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1.  Возраст ребенка.Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни, так как к этому возрасту, дети становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях среды.
  2.  Состояние здоровья и уровень развития ребенка.Дети физически здоровые, развивающиеся в соответствии с возрастом легче переносят трудности социальной адаптации.

3. Индивидуальные особенности ребенка. Дети одного и того же возраста могут по-разному вести себя в адаптационный период. Одни дети в первые дни пребывания в учреждении дошкольного образования плачут, отказываются кушать, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение детей меняется: аппетит, сон восстанавливаются, дети с интересом следят за игрой других детей. Другие же дети, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателей, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

  1.  Условия жизни в семье. Если в семье соблюдается режим дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, формируются умения играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д., то, естественно, детям будет легче привыкать к условиям учреждения дошкольного образования.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к учреждению дошкольного образования:

  1.  Привыкайте к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками, развиваться, расти. Я хочу, чтобы он пошел в детский сад». Помните, что Ваше эмоциональное состояние передается и ребенку!

2. Приблизьте домашний режим дня и режим питания ребенка к режиму учреждения дошкольного образования.

3. Приобщайте ребенка к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

4. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, заранее приучите его к горшку, отучите от пустышки.

5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада. Познакомьте ребенка со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите ребенку сказку или рассказ о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях. Ты у нас уже большая девочка и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравится».

7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Например: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты – в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что тебе там будет весело и интересно!

8. Пребывание ребенка в учреждении дошкольного образования должно быть постепенным, начиная с 1-3 часов в день, постепенно увеличивая время пребывания.

На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о вновь поступивших воспитанниках, об их особенностях и привычках, чтобы учитывать их при взаимодействии с детьми. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше. А самое главное, демонстрируйте ребенку позитивное отношение к детскому саду, свою любовь и заботу к нему.

Использованная литература

 

1. Зубова, Г.Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова //Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66 -77.

2. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 160с.

3. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 384 с.

4. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

свернуть