Это важно знать

Рекомендуемая литература

Законодательные акты и иные нормативные документы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка // Права человека: Сборник международно-правовых документов / Сост. В.В.Щербов. Мн.: Белфранс, 1999. 1146 с.
  2. Закон Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г. № 64. рег. № 2/949.
  3. Закон Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О правах ребенка” // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. N 103. рег. № 2/215.
  4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Текст Кодекса по состоянию на 15.04.2005 г. Мн.: Амалфея, 2005. 272 с.
  5. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье / Т.А.Белова, Ж.В.Захарова, В.В.Левый и др.; Под ред. В.Г.Тихини, В.Г.Голованова. Мн.: УП «Светоч», 2000. 304 с.
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" // Национальный реестр правовых знаний. 2004 г. №156. рег. № 8/11511.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 28.06.2002 г. №3 «О судебной практике по делам несовершеннолетних» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.07.2002. №83. рег. №6/331.
  8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 августа 2003 г. № 38 «Об утверждении инструкции о порядке выявления, учёта, обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества, и положения о подростковом наркологическом кабинете» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.08.2003, n 94, рег. n 8/9907.
  9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. №1676 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь" // Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. №30. ст.895.
  10.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. № 1533 "Об утверждении положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе" (2001 г.) (Документ официально не опубликован).
  11.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.12.2003. № 142, рег. № 5/13515.
  12.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от декабря 2003 г. № 1604 «Об утверждении Примерного устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003 г. № 141, 5/1350.
  13.  Приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Положения о социально-педагогическом учреждении» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №
  14.  Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка. Н.А.Бабий, А.В.Барков и др.; Под общ. ред. А.В.Баркова. Мн.: Тесей, 2003. 1200 с.

  

Книги и статьи научно-методического характера

  1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.
  2. Бердникович Н.Ф. Насилие над детьми в семье // Праблемы выхавання. 1999. №3. С. 24-33.
  3. Закирова В.Н. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. 2002. №12. С. 19-23.
  4. Дронова Т.Н. и др. Защита прав и достоинства маленького человека: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. 227 с.
  5. Карнейчик А.С., Смагина Л.И. Семья и насилие над ребенком // Семья: прошлое, настоящее и перспективы”. Мн.: Мастацкая літаратура, 2000. С. 61-67.
  6. Козлова Г.Л., Мирейчик Л.Н., Пряхина М.В. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. Мн., 2003. 76 с.
  7. Козлова Г.Л., Пряхина М.В. Прафiлактыка жорсткага абыходжання з дзецьмi // Адукацыя i выхаванне. 2002. №12. С. 14-16.
  8. Насилие в отношении женщин и детей: анализ проблемы и пути ее решения в Республике Беларусь / Сост. И. Чуткова, С. Бурова, Э. Капитонова. Минск, 2003. 166 с.
  9.  Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. 1998. N 5. С. 58-66.
  10.  Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004. 154 с.
  11.  Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г.Круга и др./ Пер.с англ. М: Издательство «Весь Мир», 2003. 376 с.
  12.  Подойникова Л.П. Дети и насилие в семье: история и современность // Псiхалогiя, 2003. №2. С. 14-17.
  13.  Последствия насилия над детьми (профилактика и лечение): методические рекомендации. Мн., 1999. 34 с.
  14.  Право на счастье: предупреждение сексуальной эксплуатации детей: Учеб.-метод. пособие / А.А.Ананенко. Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2002. 172 с.
  15.  Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Народное образование. 1995. N 5. С. 88-91.
  16.  Смагина Л.И., Пряхина М.В. Социально-психологическая защита детей дошкольного возраста в ситуациях насилия // Праблемы выхавання. 2000. №3. С. 104-109.
  17.  Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей / Под. ред. Ж.И.Мицкевич. Мн., 2002. 239 с.
  18.  Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 256 с.
  19.  Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие / Под. ред. М.И.Либоракиной. М., 1999. 144 с.
  20.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн., 1996. 192 с.
свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

 

           "Главная школа воспитания детей – 

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери".

В. А. Сухомлинский

Следует понимать, что детям - свидетелям насилия причиняется такой же вред, как и детям - жертвам физического и сексуального насилия.

Лица, совершающие бытовое насилие, травмируют детей:

- намеренно причиняя детям повреждения с целью воздействия на других членов семьи (например, с ребенком могут жестоко обращаться для того, чтобы другие члены семьи действовали в соответствии с желаниями насильника);

- намеренно причиняя повреждения детям во время нападения на другого члена семьи (ребенок может оказаться невольным участником драки и/или получить повреждения, когда они пытаются защитить жертву нападения (мать, сестру, брата, бабушку);

- используя детей для контроля других других членов семьи, живущих с ребенком или отдельно для осуществления контроля над ее/их поведением.

ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

  • Продумайте свои действия, если акт насилия повторится снова.
  • Расскажите о насилии тем, кому Вы доверяете (друзьям, родственникам).
  • Найдите такое место, куда вы смогли бы уйти в случае опасности.
  • Если спора, инцидента избежать не удастся, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров  в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
  • Попрактикуйтесь в том, как можно быстро и безопасно выйти из дома. Определите, какие двери, окна, лифты или лестницы подходят для этого наилучшим образом.
  • Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
  • Заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать Вам необходимую поддержку (кризисный центр для женщин, телефон доверия и др.)
  • Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.
  • Помните, что под угрозой находится Ваша жизнь и жизнь Вашего ребенка!

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) (англ. UNICEF, United Nations International Children’s Emergency Fund) — международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. Создан 11 декабря 1946 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

свернуть

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

   Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокое обращение с детьми и его последствия

Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает  родителей воспитывать  своих детей методами телесного наказания, как такой стиль воспитания отражается на  психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.

Почему родители бьют своих детей? Причины могут быть разные. Вот некоторые из них:

  • Так в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.
  • Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.
  • Ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная  личность.
  • Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.
  • Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

Остановимся на психологических особенностях детей,   пострадавших от насилия:

  • часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных;
  • часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины, или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается  общение со сверстниками;
  • любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего поведения;
  • проявляют познания о сексуальных взаимоотношениях, несвойственные возрасту, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
  • имеют низкую самооценку, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
  • обладают высокой частотой депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.  

Став подростком, ребенок, подвергающийся  жестокому обращению, может столкнуться со следующими рисками:

  • наркотики или алкоголь;
  • преступления;
  • проституция;
  • нежелательная беременность.

Став взрослым, ребенок, подвергавшийся  жестокому обращению, может:

  • проявлять агрессию по отношению к своим детям;
  • провоцировать супружеское насилие.    

Дорогие родители! Теперь вы информированы о последствиях жестокого обращения  с детьми в воспитательном процессе. И вам выбирать, КАК ИМЕННО ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА!  Контролировать собственную агрессию в отношениях с детьми бывает нелегко, но все-таки этому можно научиться.

Возможно, еще не поздно все исправить и наладить контакт с ребенком, научиться по-новому с ним взаимодействовать. Научиться  слышать и слушать ЧЕЛОВЕКА, хотя и совсем еще маленького, уважать его хрупкий  внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным  и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся  ли ему  создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.

Уважаемые родители! Помните о том, что дети, выросшие в атмосфере тепла и поддержки, воспроизведут эту атмосферу в своих собственных семьях. А создать такую атмосферу в семье могут только взрослые!

Жестокое  обращение  с  детьми,  пренебрежение  их интересами, не  только  наносит  непоправимый  вред здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные  последствия.

свернуть
Меню раздела