Советы психолога

«Боремся со стрессом»

02.04.2019

 

 В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов.

            Что такое стресс, причины его возникновения

            Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 - 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

            Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Признаки стресса

Они делятся на три категории:

  • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
  • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
  • поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

            Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

            Последствия стресса

            Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. 

Последствиями стресса могут быть:

  • чувство опустошенности;
  • депрессия;
  • суицид;
  • шизофрения;
  • сексуальные расстройства;
  • неврозы;
  • физические боли и т.д.

            Профессиональные стрессы

            Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
  • конфликт с начальником или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  • слишком высокая или слишком низкая ответственность;
  • скука и т.д.

            Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

            “Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

            Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе и детскому саду, к процессу обучения.

            Способы преодоления стресса

            Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).

            Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

            Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

            Как снять профессиональные стрессы

            Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью.        Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

            Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

  • Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  • Вне работы о работе стараться не говорить.
  • Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  • Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

 

            Способы борьбы со стрессом

Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.

Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).

Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).

Лекарственные настои.

Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).

Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

 

Практическая часть

А теперь я предлагаю Вам обсудить некоторые ситуации.

1. “Первая фраза”

            Вы идете по коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение, педагоги высказывают своё мнение)

            Чтобы в ходе разговора не остаться “внутри себя”, переживая только свои собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего “Я” и приготовиться понять “Я” другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы. Например, Вы скажете: “Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?” - эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: “Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?”. Возможно также, Вы увидите расстроенное лицо Вашей собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: “Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?”.

2. “Мария Ивановна”

            Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем (методистом), условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается. Ваши предложения.

            Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Это так называемый, метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. Т.е. Вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

3. “Нейтрализация”

            У Вас должен состояться неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего Вам и т.д. Начинается беседа, Вы говорите с ней о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркиваете неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для Вас родительница показывает полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что “воспитывать должны в детском саду”. В ответ Вы не можете сдержаться. И Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как вам нужно было поступить, чтобы не допустить всего этого?

            Упражнение “Резервуар”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

            А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

            На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

  1.  Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать?

            Упражнение “Настроение”. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

            Следующее упражнение, которое направлено на автокоррекцию собственных психологических состояний, сложных и конфликтных ситуаций, также поможет Вам в общении.

            Упражнение “Пресс”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” сметет всё на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам “сбрасывания” отрицательно загруженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и прочее).

            Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.

            И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

            Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом. Это будет Вашим домашним заданием.

 

Приложение 1.

В течение стрессовой реакции выделяют три стадии синдрома биологического стресса:

I стадия тревоги       II стадия резистентности (сопротивления)          III стадия истощения

Стадии общего адаптационного синдрома (ОАС) (Г. Селье).

 

I стадия стресса

(тревоги)

II стадия

(сопротивления)

III стадия

(истощение)

А) мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы;

Б) реакция надпочечников иммунной системы и желудочно-кишечного тракта;

В) если стрессор сильный (ожог) из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

А) если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления;

Б) признаки тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

А) в результате длительного стрессора-раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость организма, запасы адаптационной энергии истощаются. Тогда вновь возникают признаки тревоги, но теперь они необратимы, индивид погибает.

 

Приложение 2.

            Необходимо знать к какому типу людей вы принадлежите - это поможет вам лучше спланировать свою жизнь, и, если ничего нельзя изменить в ней в смысле профессии, социальной принадлежности, возраста, можно постараться выработать у себя позицию принятия стресса или так называемого положительного отношения к нему. Реакция на стресс делает одних людей более подверженными сердечным и прочим заболеваниям, а других – более устойчивыми.

Ответив на предлагаемые вопросы, вы сможете понять, к какому типу людей относитесь: к тем, кто принимает жизнь такой, как она есть, и не позволяет проблемам и заботам осложнять ее, - «спокойный» тип, или к тем, кто излишне эмоционален, все пропускает «через себя», - так называемый «возбудимый» тип. Эти люди страдают от большего числа стрессовых симптомов и намного чаще болеют.

            Тест для определения «спокойного» или «возбудимого» типа поведения (прочтите каждое утверждение и обведите цифру, подходящую оценке вашего поведения: 1- никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – чаще всего, 5 – всегда; в конце сложите обведенные цифры и по ключу узнайте, что означает набранная вами сумма балов):

1. Я всегда сержусь,раздражаюсь, если приходится стоять в очереди дольше, чем 15 минут. 1 2 3 4 5

2. Я решаю одновременно несколько проблем. 1 2 3 4 5

3. В течение дня мне трудно найти время, чтобы расслабиться и отдохнуть. 1 2 3 4 5

4. Я всегда стараюсь победить в спорте или в игре. 1 2 3 4 5

5. Когда кто – то слишком медленно говорит, я нервничаю, раздражаюсь. 1 2 3 4 5

6. Проигрывая, я сержусь на себя или других. 1 2 3 4 5

7. Мне трудно сделать некоторые вещи. 1 2 3 4 5

8. Я гораздо лучше работаю под давлением или в цейтноте. 1 2 3 4 5

9. Если просто сижу и не занят делом, я смотрю на часы. 1 2 3 4 5

10. Я приношу работу домой. 1 2 3 4 5

11. После пребывания в напряжении я ощущаю возбуждение и прилив энергии. 1 2 3 4 5

12. Я чувствую, что должен взять на себя руководство группой, чтобы дела шли быстрее. 1 2 3 4 5

13. Чтобы поскорее вернуться к работе, я быстро ем. 1 2 3 4 5

14. Независимо от того, есть у меня время или нет, я все делаю быстро. 1 2 3 4 5

15. Я прерываю людей, если считаю, что они неправы. 1 2 3 4 5

16. Когда дело касается изменений на работе или дома, я упрям и несговорчив. 1 2 3 4 5

17. Если я нервничаю, мне хочется двигаться, чтобы расслабиться. 1 2 3 4 5

18. Я ем быстрее, чем окружающие. 1 2 3 4 5

19. Чтобы ощущать себя нужным и полезным, мне необходимо на работе выполнять

      несколько заданий одновременно. 1 2 3 4 5

20. Свой отпуск я не использую полностью. 1 2 3 4 5

21. Я считаю себя очень придирчивым к окружающим. 1 2 3 4 5

22. Люди, которые работают не так усердно, как я, меня раздражают. 1 2 3 4 5

23. Мне кажется, что мой день заполнен не до конца. 1 2 3 4 5

24. Я много думаю о работе. 1 2 3 4 5

25. Я легко теряю интерес к чему- либо. 1 2 3 4 5

26. Во время уик-эндов я или работаю, или планирую свою работу. 1 2 3 4 5

27. С людьми, думающими не так, как я, я спорю. 1 2 3 4 5

28. Сталкиваясь с проблемой, я всегда теряюсь. 1 2 3 4 5

29. Я всегда вмешиваюсь в чужой разговор, чтобы ускорить события или если слышу то, с чем не согласен. 1 2 3 4 5

30. Ко всему, что делаю, я отношусь серьезно. 1 2 3 4 5

 

Сумма баллов:

75 или меньше. Вы относитесь к «спокойному» типу. Вы принимаете жизнь такой, как она есть, и на стрессы реагируете в основном достаточно спокойно, не позволяя им чересчур влиять на ваше самочувствие. Вы вполне можете прожить и без стрессов, для поднятия тонуса они вам не нужны.

76 – 99 баллов. Вы принадлежите к среднему типу – к некоторым вещам вы относитесь достаточно серьезно и в определенных ситуациях любите быть активными, целеустремленными и добиваться результатов, однако, как правило, умеете расслабляться и не очень агрессивны. Стрессы вам не слишком страшны, иногда даже приятны, позволяют почувствовать «вкус к жизни», но очень частое их повторение может повредить вашему здоровью.

100 баллов и более. Вы – ярко выраженный «возбудимый» тип. Стрессы вам необходимы для постоянного ощущения, что вы «держите руку на пульсе». Но стоит быть осторожнее – вы реагируете на них излишне эмоционально и не всегда в состоянии остановиться вовремя.

 

Приложение 3.

Узнать, насколько вы близки к состоянию опустошен­ности, вы сможете, ответив на вопросы данного теста (на каждый вопрос ответьте, подчеркнув одну из цифр — соответственно: 1 — редко, 2 — иногда, 3 — всегда):

  1. На работе я испытываю враждебность или гнев. 1 2 3
  2. Я отдаляюсь от коллег. 123
  3. Я считаю, что всегда и во всем должен преуспевать,быть первым. 123
  4. Мне кажется, что меня заставляют делать только неинтересную работу, механическую,

не требующую большо­го ума, — меня мало ценят. 123

  1. Я замечаю, что стал более равнодушным и безразлич­ным к коллегам, друзьям и 

клиентам. 123

  1. Я чувствую, что профессионально не расту. 123
  2. Я замечаю, что испытываю к работе только негатив­ные чувства и постоянно

зацикливаюсь только на плохом.123

  1. Я замечаю, что делаю меньше, чем когда бы то ни бы­ло и чем мог бы. 123
  2. Работа стала утомительной, скучной и монотонной.123
  3. Мне стало трудно организовывать свое время и свою работу. 123
  4. Я стал более несдержанным, раздражительным. 123
  5. Я чувствую бессилие и неспособность изменить свою работу к  лучшему. 123
  6. Я замечаю, что свою неудовлетворенность работой выплескиваю на домашних. 123
  7. Я стараюсь избегать личных контактов. 123
  8. Я постоянно прихожу к выводу, что моя работа мне не подходит. 1 2.3
  9. Тяжелые, неприятные мысли о работе не покидают меня, даже когда я ложусь спать. 123
  10. Каждое утро я просыпаюсь с чувством «не знаю, смо­гу ли выдержать еще один день». 123
  11. Я начал считать, что на работе никого не интересует, что я делаю. 123
  12. Я стал меньше заниматься работой, в основном ста­раюсь уклониться от нее. 123
  13. Я чувствую усталость от работы, даже если хорошо выспался. 1 2 3

 

Результат:20—34 балла — опустошение отсутствует.

35—49 баллов —умеренное опустошение, ранние пред­упреждающие сигналы.

50—60баллов — полное опустошение, требующее карди­нальных перемен в образе жизни и мыслей.

 

Опустошение легко распознается и выявляется на ран­них стадиях, которых выделяют четыре:

            1-я стадия синдрома опустошения — завышенные ожида­ния.

Признаки: восторженное отношение к работе, самоот­верженность и увлеченность, высокая рабочая активность, позитивная конструктивная позиция, желание узнать мно­го нового, связанного с профессией, чтобы применить зна­ния на деле.

            2-я стадия синдрома опустошения — пессимизм и первые разочарования в работе.

Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.

             3-я стадия синдрома опустошения — самоотстранение.

      Признаки: уклонение от контактов с сослуживцами, гнев и враждебность, на первый взгляд необъяснимые; сильный негативизм ко всему, связанному с работой, депрессия и другие эмоциональные нарушения, неспособность думать и концентрировать свое внимание, сильная моральная и физическая усталость и множество признаков стресса.

      4-я стадия синдрома опустошения – необратимая отчужденность и утрата интереса.

      Признаки: очень низкая самооценка, хронический абсентеизм, устойчивое негативное отношение к работе, законченный цинизм, неспособность к общению, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

       На начальных стадиях опустошения процесс можно повернуть вспять – путем изменения целей в работе, взглядов и поведения.

 

 

Приложение 4.                    ШКАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

            Как известно, работа педагога связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозам. Для оценки сложившегося положения вполне может быть использована следующая методика.

1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас. Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?

А). Х – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно ее (его) не беспокоит.

Б). Х – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ей (ему) что- то время от времени.

В). Кажется, что в жизни Х все всегда происходит не так, как надо.

Г). Я неизменно нахожу Х очень скучным и непредсказуемым.

Д). Чем меньше я вижу Х, тем лучше.

2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?

А) чувство, что Вам редко удается что- либо сделать правильно;

Б) чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;

В) плохое пищеварение;

Г) плохой аппетит;

Д) бессонница по ночам;

Е) кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;

Ж) чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;

З) панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;

И) усталость и недостаток энергии;

К) чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)

Л) слабость и тошнота без каких-либо внешних причин;

М) очень сильное раздражение по поводу мелких событий;

Н) неспособность расслабиться по вечерам;

О) регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;

П) трудности в принятии решений;

Р) невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;

С) слезливость;

Т) убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;

У) недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;

Ф) нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;

Х) неспособность сказать «нет», когда Вас просят что- то сделать;

Ц) ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.

3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?

А) больше, чем обычно;    Б) меньше, чем обычно;    В) как обычно.

4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?

А) да;                                   Б) нет.

5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?

А) да;                                  Б) нет.

6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?

А) с начальником;             Б) с коллегами;               В) с членами семьи.

Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?

А) вы сами;                         Б) кто-то другой.

7. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?

А) сильно огорченным;

Б) умеренно огорченным;

В) слабо огорченным.

8. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого?

А) часто;                              Б) иногда;                            В) только изредка.

9. Испытываете ли вы большую часть времени чувство, что у Вас есть  

     неулаженные конфликты с коллегами?

     А) да;                                    Б) нет. 

10. Объем выполняемой Вами работы превышает отведенное для этого время?

          А) постоянно;                      Б) иногда.

11. Четко ли Вы представляете себе, какие у Вас профессиональные перспективы?

А) как правило;                   Б) иногда;                           В) лишь изредка.

12.Могли бы Вы сказать, что обычно достаточно времени, которое Вы тратите на себя?

А) да;                                    Б) нет.

13. Если Вы хотите обсудить с кем- либо свои проблемы, легко ли Вам обычно найти слушателя?

А) да;                                    Б) нет.

14. Находитесь ли Вы на пути, более или менее обеспечивающем достижение Ваших жизненных целей?

А) да;                                    Б) нет.

15. Вы скучаете на работе?

А) часто;                               Б) иногда;                           В) очень редко.

16. Вы с удовольствием собираетесь на работу?

А) в большинстве случаев;      Б) в некоторые дни;     В) лишь изредка.

17. Чувствуете ли Вы, что на работе по достоинству ценят Ваши способности и дела?

А) да;                                     Б) нет.

18. Чувствуете ли Вы себя по достоинству вознагражденным на работе за Ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?

А) да;                                     Б) нет.

19. Есть ли у Вас чувство, что ваши руководители:

А) активно мешают Вам работать;

Б) активно помогают Вам работать.

20. Если бы десять лет назад Вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким Вы являетесь в настоящий момент, Вы бы сочли себя:

А) превзошедшим собственные ожидания;

Б) соответствующим собственным ожиданиям;

В) не достигшим собственных ожиданий.

21. Если бы Вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5(максимальная) до 1 (минимальная), какой балл Вы бы себе поставили?

КЛЮЧ

 1. а) 0                                                      11.  а)2                                                     

     б) 1                                                            б)1      

     в) 2                                                      12.  а)0

     г) 3                                                             б)1

     д) 4                                                             в)2

2 . 1 балл за каждый ответ  «да»           13.  а)0

3.  а) 0                                                              б)1           

     б) 1                                                       14.  а)0          

     в) 2                                                              б)1

4. а) 0                                                        15.  а)0

    б) 1                                                               б)1

5. а) 0                                                        16.  а)2    

    б) 1                                                               б)1

6. За каждый ответ:                                        в)0

    да-0                                                        17. а)0

    нет-1                                                            б)1

7.   а) 0                                                             в)2

      б) 1                                                         18. а)0,  б)1

8.   а) 2                                                          19. а)0       

      б) 1                                                               б) 1

      в) 0                                                                

9.   а) 0                                                          20. а)1

      б) 1                                                               б)0

      в) 2                                                          21. а)0  

10.  а) 1                                                               б)1

      б) 0                                                                в)2

. 0 баллов за ответ «5», 1 балл за ответ «4», 2  балла за ответ «3», 3 балла за ответ «2», 4 балла за ответ «1» и 5 баллов за ответ «0».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ.

Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые мы используем, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения. Тем не менее, используемые в качестве общих ориентиров предлагаемые шкалы могут дать полезную информацию.

0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо с ним сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.

46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близкими к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.                      

 

Приложение 5             Антистрессовая программа поведения.

 

  1. Утром, возможно, вам хочется поспать подольше. Если Вы встаете раньше обычного, то начинаете раздражаться с самого утра. Возможно Вам нужно приготовиться к утру заранее вечером. Сложить одежду, которую Вы собираетесь надеть, положить деловые бумаги. Спокойное организованное утро уменьшает неприятности дня.
  2. Не полагайтесь на свою память. Вместо этого заведите ежедневник, в который записывайте время назначенных встреч и других дел. Таким образом у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, как будто бы Вы что-то забыли сделать, но не можете вспомнить, что именно.
  3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Что Вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня, планируйте вперед!
  4. Не примиряйтесь с тем, что плохо работает. Если предметы домашнего обихода являются источником постоянного раздражения, то отремонтируйте или купите новые.
  5. Ослабьте Ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все необходимое стоит делать хорошо. Будьте более гибким. Иногда совершенство недостижимо, или оно не всегда стоит затраченных усилий.
  6. Считайте Ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется десять или больше случаев, когда Вам повезло! Вспомните о хорошем,  может Ваше раздражение в случае, когда опять что-нибудь произойдет не так, как бы хотелось, уменьшится.
  7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся. Ничто быстрее не вырабатывает привычку постоянного беспокойства, чем волнение и переживание вместе с другими хронически озабоченными людьми.
  8. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном положении. весь день.
  9. Высыпайтесь. Если необходимо, то используйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
  10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.
  11. Глубоко и медленно дышите. Когда люди испытывают стресс, они дышат глубоко и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов.
  12. Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.
  13. Устраните из Вашей жизни самоуничтожающие ремарки типа «я слишком стар для этого» или «я слишком полный для этого».
  14. Делайте выходные дни как можно более разнообразными. Если будни обычно слишком лихорадочны и заполнены требованиями, указаниями и людьми, используйте выходные дни для отдыха. Если рабочие дни заполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  15. Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь и не ворчите, не испытывайте недовольство другими. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем не совершенны. С доверием относитесь к словам других людей, если нет доказательств обмана. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

 

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы:

 

  1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе», «сделать, когда будет время».
  2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания, затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу Вы должны отложить до завершения нового задания.
  3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с Вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять Ваши. Научите Вашего начальника уважать Ваши приоритеты, Вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.
  4. Не соглашайтесь с Вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут Вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции, просто объясните, какие конкретные проблемы создают для Вас противоречивые требования.
  5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда Вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
  6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите,  не следует становиться в положение жалующего. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
  7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь , поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из здания, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не задерживайтесь подолгу после того, как Вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

 

Приложение 6                              

Сдают нервы?21 способ помочь себе

  1.  Расслабляемся

     Уединитесь минут на 10. Задвиньте шторы, поудобнее устройтесь на диване и медленно сосчитайте до 10. После этого сделайте небольшую паузу, сосредоточьте мысли на ногах. Постарайтесь расслабить каждую мышцу стоп и голеней и прислушайтесь к языку  тела. Какими становятся ноги? Холодными или горячими? Тяжелыми или легкими? Вам трудно сдвинуться с места или хочется взлететь? Постарайтесь запомнить это ощущение. Мысленно перемещайтесь выше, к коленям и бедрам. Попробуйте восстановить то странное, приятное чувство, которое возникало в стопах. Так и двигайтесь снизу вверх, расслабляя мышцу за мышцей, пока не дойдете до шеи и головы. Вслед за полным физическим расслаблением обязательно придет успокоение душевное.

  1.  Напрягаемся

     Чтобы добиться максимального расслабления, сначала заставьте мышцы поработать. Сделайте глубокий вдох и сильно напрягите мышцы стоп и голени (на пару секунд), а на выдохе дайте им расслабиться. Если  по ногам  побежало приятное тепло – вы на верном пути. Повторите то  же самое с животом, руками, плечами и шеей.

  1.  Разглаживаем морщины

     При стрессе в крови бурлит адреналин, который заставляет сердце биться чаще, а мышцы – напрягаться. Посмотрите на себя со стороны: когда вы волнуетесь – на лбу морщинки, брови сведены, зубы стиснуты, ладони сжаты в кулак. Все это происходит помимо вашей воли, но зачем вам лишнее напряжение? Избавьтесь от него! Тем более что это элементарно просто. На счет раз – разгладьте лоб, на счет два – прикройте глаза, три – опустите подбородок  вниз и поднимите уголки рта кверху. Когда вы разожмете кулаки, плохое настроение улетучиться – вместе с морщинами.

  1.  Дышим

    Обратите внимание на то, как вы дышите. Обычно женщины предпочитают так называемый грудной тип дыхания, при котором ребра активно поднимаются в такт  дыхательным движениям. Мужчины предпочитают брюшной тип – когда легкие раздуваются в основном за счет работы мышц брюшного пресса. При стрессе все мы, независимо от пола, переходим на грудной тип, дыхание становится частым и поверхностным. Попробуйте замедлить его ритм. Каким образом? Глубоко вдохните и  представьте, что  на выдохе вы надуваете воздушный шарик, и не просто надуваете, как бы вдуваете в него главные свои страхи и тревоги. Теперь подумайте, какого цвета этот шарик,  он большой или маленький. Новый вдох – и шарик улетает в небо, а с ним и ваши отрицательные эмоции.

  1.  Слушаем

     Австралийские ученые провели исследование с сотней студентов-добровольцев, которые готовились к устному докладу. Несколько датчиков, установленных на каждом участнике  эксперимента, регистрировали частоту пульса, дыхания и уровень артериального давления. Одна группа  готовилась к выступлению в полной тишине, студенты второй слушали классическую музыку. Как оказалось, во второй группе пульс и дыхание были редкими, а давление если и поднималось, то незначительно. У студентов же «тихой» группы пульс частил, и давление было повышенным. Если вы, подобно студентам, не можете справиться с волнением, поставьте любимую кассету с классикой  или с записью пения птиц или шума леса.

  1.  Вспоминаем

     Соберите в один фотоальбом  фотографии, где изображены самые ценные для вас моменты. Это могут быть заснеженный парк (как там было спокойно в то утро!), дружеская вечеринка (все меня любят!) или ваш собственный изумительный профиль (выгляжу потрясающе!). Просмотрите эти снимки, не торопясь, и душа станет на место.

  1.  Погружаемся

    Примите ванну с двумя каплями ароматического масла, обладающего успокаивающим действием  (лаванды, розы или герани). Потом вымойте голову и представьте себе, что все ваши тревоги стекают вместе с водой, а вместо них приходят покой и умиротворение.

  1.  Перебираем

     Неторопливая домашняя работа – прекрасная профилактика стресса. Вязание или вышивание успокаивают порой вернее какого-нибудь сильного транквилизатора. Присмотритесь к лицам тех, кто плетет бисерные фенечки или собирает Нотр-Дам из пазлов – какая спокойная сосредоточенность, сколько доброжелательности.

  1.  Массируем

   Сделайте легкий точечный массаж: найдите на переносице болезненную точку и нажмите на нее несколько раз.

  1.  Бьем и рвем

    Если эмоции вас захлестывают, дайте им выход! Избейте подушку, порвите на клочки лист бумаги или проверьте, на сколько кусков разлетится старая, давно треснувшая тарелка. Японцы не зря поставили в офисах куклу-начальника, которую каждый желающий может пнуть ногой. Может, поэтому они так мало болеют?

  1.  Топаем

    Если душа жаждет дальнейших разрушений, потопайте ногами и попрыгайте на обрывках бумаги, чтоб они разлетелись в разные стороны. Соберите как-нибудь потом.

  1.  Кричим

    Но только не на близких. Выйдите в парк или, в крайнем случае, на безлюдную улицу и представьте себе, что вам надо окликнуть человека, который где-то там, далеко впереди. Расслабьте голосовые связки и постарайтесь докричаться до него (именно докричаться). Подойдет любое междометие, «Эй!» или «А!». Главное – чтобы легкие расправились, а ваши эмоции вылетели наружу вместе со звуком.

  1.  Говорим

    Называйте свои чувства вслух, причем, старайтесь, как можно точнее формулировать, чего именно вы боитесь или что так сильно беспокоит вас. Не говорите: «Я нервничаю». Скажите: «Я боюсь, что, когда встану перед аудиторией, все слова вылетят из головы, начнутся смешки и перешептывания. И как глупо при этом я буду выглядеть!» теперь, высказав свои опасения, обдумайте выход из положения и тоже озвучьте его. Скажите себе: «Ну и что? У меня же конспект перед глазами. Взгляну – и все вспомню».

  1.  Двигаемся

     Бег, быстрая ходьба или прогулка на велосипеде переключают внимание на движение  и помогают отвлечься от невеселых проблем. А для фигуры-то как полезно!

  1.  Идем в баню

     Молча посидите в парной или в сауне, насладитесь ощущением жара и  легкости во всем теле, потом ныряйте в холодный бассейн. Отличнейшая встряска для тела, и для души.

  1.  Прячемся

     Психологи советуют найти себе убежище, в котором у вас особенно тихо и легко на душе. Вспомните, где и когда вы чувствовали себя в абсолютной безопасности. Может быть, в детстве, сложив голову на колени бабушке, или лежа под старой березой на даче, рядом с кустом цветущего жасмина, или на морском берегу, где в одно целое слились две синевы – моря и неба, и где не было никого, кроме вас и чаек. Побудьте там, где были счастливы, - и силы, которые вам так нужны, вернуться.

  1.  Завариваем травы

    Можно позвать на помощь старинное испытанное средство – настой валерианы и  пустырника. А еще можно заварить 2 чайные ложки истолченных корней дягиля на стакан кипятка и выпить этот напиток маленькими глотками.

  1.  Убираем

     Устройте уборку: разберите, например, антресоли, до которых руки никогда не доходят. Выкиньте, наконец, бабушкино пальто,  которое уж точно никто никогда не наденет, и туфли, порвавшиеся два года назад. Как только вы освободитесь от лишних вещей, настроение сразу поднимется!

  1.  Смеемся

    Вам сейчас не до смеха? А вы возьмите кассету с любимой комедией и окунитесь в чужую жизнь и чужие проблемы. Посмотрите: ведь герои решают их не только со слезами, но и со смехом. Почему бы вам не последовать их примеру?

  1.  Плачем

    И не  стыдимся слез. Да, мы взрослые люди, поэтому имеем право изредка быть слабыми и беспомощными. Если тот, кого можно обнять без лишних слов, далеко – обнимите старого плюшевого зайца или подушку.

  1.  Спим

   Утро вечера мудренее – проблему надо заспать. Вполне вероятно, утром решение будет лежать перед вами, как золотое яблочко на серебряном блюдечке.

 

 

 

Приложение 7                      Упражнения на снятие нервных стрессов

 

“Дыхание “ХА”

Цель: восстановление эмоциональной уравновешенности; развитие стрессоустойчивсти.

Встать прямо. Сделать глубокий вдох, разводя руки в стороны, ладони поднимая до уровня груди. Вздохнув, задержать дыхание, представить, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем резкий выдох, при наклоне туловища вперед, бросая руки к носкам. Сильный выброс воздуха приводит к звуку “ХА”.

Упражнение эффективно, если звук “ХА” вами произносится отчетливо.

“Плавные махи руками”

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие чувственного восприятия, контроля эмоциональных реакций.

            Встать прямо, ноги вместе. Медленно поднимать правую руку перед собой, при этом пальцы расслаблены, согнуты в суставах, а ладонь обращена к полу. При подъеме руки постарайтесь ощутить, как ладонь и пальцы становятся теплыми. Если теплота не чувствуется, то замедлите подъем данной руки. После того, как вы подняли ладонь до уровня плеча, распрямите ее параллельно вашему телу, напрягите, выпрямите пальцы и медленно опуская руку, старайтесь почувствовать прохладу при движении вниз. Выполнять 5-10 раз каждой рукой, либо одновременно (по желанию). Затем проделать перекрестное перемещение рук. Например: правую поднимать, а левую руку опускать.

“Самооценка стрессовой ситуации”

Цель: адаптация организма человека к стрессовым ситуациям.

            Необходимо проводить самооценку любой стрессовой ситуации.

            Последовательность выполнения: обратить внимание на причину, породившую стресс, а именно: мысленно (вечером) проиграть возникшую стрессовую ситуацию и выяснить причину. Отрефлексировать. Столкнувшись с идентичной ситуацией следующий раз ваш организм адаптируется к стрессовым ситуациям.

Примечание: Самооценку стрессовой ситуации рекомендуется проводить только 1 раз! Бесконечное возвращение к одной и той же стрессовой ситуации в качестве самоанализа снижает защитные свойства организма. Кроме того,  любая эмоциональная самооценка приводит к возникновению  стресса на более низком уровне, что может приводить к нервной депрессии.

“Управление вниманием”

Цель: развитие навыков сознательного и целенаправленного переключения внимания с отрицательного эмоционального состояния на положительное.

1. Представьте желтый треугольник на белом фоне. (Возможно, вам не удастся сохранить устойчивость этого образа, так что его контуры и цвет будут меняться и расплываться; в данном упражнении не беспокойтесь о качестве представляемого образа).

2. Представьте рядом с первым красный треугольник. Удерживайте их обоих в поле зрения.

3. Начните перемещать внимание с одного треугольника на другой. Сначала сосредоточтесь на желтом. Сейчас вы видите только его. Затем переключитесь на красный треугольник и сосредоточьтесь только на нем.

4. Проделайте это несколько раз, чтобы убедиться в своей способности произвольно замещать один объект внимания другим.

5. Теперь, обнаружив у себя такую способность, представьте вместо двух треугольников две разные ситуации: приятную и неприятную. Сперва представьте во всех деталях неприятную ситуацию. Испытывайте все возникающие в связи с ней чувства, погрузитесь в нее. Затем переключите внимание на приятную ситуацию и так же прочувствуйте ее  во всех деталях, после этого несколько раз быстро переместите внимание с одной ситуации на другую.

            Вы можете проделывать такой опыт по замещению с объектами внешнего и внутреннего мира, прошлого и будущего, низшего и высшего бессознательного и т.д.  Все время сознавайте себя пребывающим в центре всех этих замещений, способным концентрировать свое внимание в любом направлении.

            Способность управлять вниманием может, среди прочего, избавить вас от нескольких взаимосвязанных и широко распространенных привычек: желания делать несколько дел сразу, терзаний по поводу незавершенности всего начатого, поспешного завершения начинаний с целью начать что-то другое. Вместо этого мы учимся делать одно дело – и только одно, - посвящая ему полностью все свое внимание.

 

“Приятие”

Цель: развитие способности вырабатывать сознательную положительную установку на приятие действительности (неприятных неотвратимых событий, если таковые случаются).

1. Подумайте о чем-то таком в своей жизни, чему вы благодарны – или были благодарны. Это может быть любимый человек, ваш талант, хорошее здоровье, красивый цветок и т.д. Живо представьте его, сознавая его ценность и думая о том, что он дает вам и чему вы можете у него научиться.

2. Теперь подумайте о чем-то таком, чего вы хотели бы в своей жизни избежать. Опять же, живо представляйте это, пристально наблюдая за своими реакциями. Наблюдайте за ними, но не пытайтесь их остановить. Наблюдайте обычную вашу стратегию неприятия. Сознавайте, как она проявляется на уровне вашего тела, ваших чувств и ума.

3. Теперь предположите, что жизнь направляет вас в вашем росте, общаясь с вами языком событий и ситуаций. Что она хочет сказать вам посредством выбранного вами для упражнения события или ситуации? Раздумывая над этим вопросом, записывайте все возникающие у вас идеи.

4. Теперь вернитесь к тому, чему вы благодарны. Представьте его еще раз, думайте о нем с признательностью и как можно полнее сознавайте свое приятие.

            Теперь снова переключитесь на неприятную ситуацию, привнося в нее то приятие, которое вы только что в себе ощутили. Осознайте преходящий характер этой неприятной ситуации. Осознайте, что приятные и неприятные моменты доставляет вам один и тот же мир, и, - если вы ощущаете в себе готовность и решимость сделать это, - сознательно примите установку на приятие действительности этого мира.

            Если вы не обнаружите в рассматриваемой ситуации никакого глубинного смысла, это не значит, что вы не сможете или не захотите принять ее. Приятие абсурда ситуации ведет к окончательному отказу от сопротивления тому, что есть. Подлинное и полное приятие есть отказ от каких бы то ни было сравнений, ожиданий и манипуляций. Стержнем такого приятия служит ощущение фундаментальной благополучности.

 

Приложение 8

РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

 

            Старайтесь избегать ситуаций стрессогенного характера, избегайте присутствия в помещении, где назревает конфликт. Если вы, все таки, оказались в эпицентре стрессогенной  ситуации, то постарайтесь пропустить все негативную информацию “мимо ушей”, а именно:

            А) переключайте и концентрируйте внимание на нестрессовом информационном канале (например: при ссоре в автобусе – “какой хороший фильм я посмотрел(а)”, т.е. отключение от стрессового источника);

            Б) если вы непосредственно в конфликте, например: начальник -  подчиненный (вы), то постарайтесь переключить информационный канал, обратив внимание на цвет костюма, волос, глаз, запах, голос, мимику, жесты и т.д.; делая вид, что вы внимательно слушаете, при этом сожмите слегка руку в кулак и мысленно посылайте в него все отрицательную энергию, идущую от вашего собеседника. Постарайтесь ощутить, как в кулак входит холод и тяжесть отрицательной информации. Затем (после всего) резко разожмите кулак и слегка встряхните рукой. То освобождает от отрицательной стрессовой информации и негативных эмоций;

            В) вращение, во время стрессовой ситуации, в руках любого предмета.

2. Стремитесь делать любой неожиданный стресс ожиданным для вас, при помощи прогнозирования ситуаций на следующий день.

3. В момент стрессовой ситуации или сразу после нее, старайтесь максимально уменьшить ее воздействие на ваш организм. Необходимо снизить значимость происходящего для вас: например: “Все, что они делается – все к лучшему”; “Все это ерунда по сравнению с проблемой мирового масштаба (или с тяжелой болезнью)”; “Чему быть, того не миновать” и т.д. Если вы чего-то боитесь, то подумайте о том, что можно бояться решительно всего.

4. Старайтесь почаще переживать положительные эмоции: “На всякое действие есть противодействие”. Почаще улыбайтесь.

5. К счастью ведет только одна дорога – это не беспокоиться о том, в чем вы бессильны.

            У вас может возникнуть к себе вопрос: “Чего от меня хотят люди?” Вы чувствительны (возможно) к критике в свой адрес. Вы думаете, что окружающие хотят видеть вас совершенным и безупречным (возможно).

            Но дело в том, что каждый человек больше занят собой и вовсе не собирается тратить свое время на вынесение вам суждений. Это нужно осознать. Тогда у вас появится интерес к другим людям. Вы увидите, что окружающие не меньше вас ранимы и чувствительны. Они тоже нуждаются в вашем одобрении и поддержке. Полюбите их и меньше размышляйте о том, осуждают они вас или нет.

            Хочешь быть спокойным? Не расстраивайся многими вещами, не занимайся ненужными делами, не поддавайся гневу.

            Помни о том, что “печали вечной в мире нет, и нет тоски неизлечимой” (А.Н.Толстой).

свернуть

Психологическое сопровождение агрессивного ребенка.

30.01.2019

 

Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Классификация агрессии и агрессивных проявлений

* физическая (физические действия против кого – либо);

* вербальная  (угрозы, крики, ругань и пр.)

* косвенная

- направленная (сплетни, злобные шутки);

- ненаправленные  (крики в толпе, топанье и т.д.)

* раздражение (вспыльчивость, грубость);

* негативизм оппозиционная манера поведения)

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу – появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.

 

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

  • наследственно характерологические (наследственно – конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективное – возбудимое конституциональное обусловленное поведение родителей или родственников);
  • биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гармональных механизмов, влияющих на развитие);
  • Некоторые соматические заболевания, заболевание головного мозга, резидуально – органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т.п.)
  • Влияние социального окружения.

При воздействии социально – бытового фактора агрессивное поведение может появиться как реакция на фрустрацию. При чрезмерной интенсивности или длительности эмоционально – негативных состояний возникает потеря эмоционального контроля и снижается порог агрессивных поведенческих реакций.

Существуют также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы;

- реактивность или ответная агрессивность;

- введение жестких ограничений в поведении ребенка;

- новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;

- нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснение ее причин можно использовать следующие методы диагностики.

- наблюдение;

- беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

- проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Основной задачей здесь будет профилактика конфликтного поведения, агрессии; большое внимание следует уделить самооценке ребенка, Я – концепции, проблеме адаптации в коллективе и пр. Основная задача индивидуального сопровождения ребенка  - коррекция негативных (разрушительных) форм поведения.

Тактика психолог – педагогического воздействия должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом включить агрессивную тенденцию в контекст игры, придав ему новый, социально – приемлемый смысл; в – третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.

Обучение детей приема саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения. Например, Этюд «Штанга». Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.

Для того, чтобы научить дошкольников распознавать мышечные состояния, можно поиграть в игру «Камень – веревка». Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (или другой очень твердый предмет). Они смотрят, какой камень крепкий, он не мнется , не гнется. После этого педагог просит ребят так сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камушек. Затем дети расслабляют руки, и по кругу пускается веревка. Дети сравнивают ее с камнем: веревка мягкая, гибкая и пр. Каждый ребенок делает свои руки мягкими, как веревочка. Когда дети хорошо усвоили игру, она применяется без камня и веревки. Дошкольников просят поочередно выполнять команды: «камень». «веревка».

Очень важно, чтобы ребенок, проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, беспокойство, научился помогать самому себе, т.е. познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки». Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился , хочется кого – то стукнуть, что – то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

Можно в карман одежды положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку или шепотом произнести: «Стоп». Для того, чтобы данный пример начал работать, необходима многодневная тренировка. Через некоторое время можно использовать условный знак (например, щелчок пальцами)

Отработка коммуникативных навыков.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой цель. могут применяться : обсуждение конфликтных ситуаций в кругу (например как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто –то уже играет, ролевая игра (разыгрывание ситуаций). В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации, связанные  с проявлением различных коммуникативных умений: приветствие и прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, услуге; оказание поддержки. Помощи, услуги; благодарность; отказ. Также выделяются процессуальные коммуникативные умения: говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Формирование эмпатии, доверия к людям.

Эмпатия «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование ) … Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997. с.429)

Развитие эмпатии включает три компонента:

  • когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
  • эмоциональный (я сочувствую ему);
  • поведенческий (я делаю что – то, что может отразиться на чувствах другого человека, улучшит его состояние).

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

 

Шипицина, Л.М.. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Л.М. Шипицина.  –С Пб 2003.- 241 с.

 

Подготовила педагог – психолог Сакович Н,В,

 

свернуть

Игры с гиперактивными детьми

08.11.2018
 

 

Игры с гиперактивными детьми

 

«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель - развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Цель - снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

«Кричалки—шепталки—молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель - развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

 

«Гвалт» (Каратаева Е.В.)

Цель - развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

 

«Менялки»

Цель - развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

 

«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель - научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель - развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»

 

 

свернуть

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

01.10.2018
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
развернуть

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан ребенок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим законным представителям  свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Он особенно нуждается в любви и ласке своих законных представителей , у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей  является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у ребёнка нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Он сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Известно стремление детей дошкольного возраста к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребёнок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение детьми дошкольного возраста навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы законных представителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, законным представителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития детей дошкольного возраста.

 Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Он может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дети дошкольного возраста наиболее самостоятельны: сами выбирают, во что будут играть, действуют в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение.

 

Литература. Кабуш В.Т., Плахова Т.В., Трацевская А.В. Воспитать человека. МН.2015

 

свернуть