Методическая копилка

Воспитание любви и уважения к близким людям у детей старшего дошкольного возраста

11.10.2018

 

Семья, родные люди, дом - слагаемые человеческого благополучия, счастья. Именно в семье с первых месяцев жизни ребенок учится азам человеческого общения, культуре поведения, уважению к старшим.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ личности, поэтому важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной семейной жизни, продумать условия для активного познания ребёнком окружающей его социальной действительности. Социально-нравственное развитие детей        старшего дошкольного возраста направлено на дальнейшее углубление представлений о родных людях, воспитание уважения и любви к ним.

 

 Работу, направленную на воспитание любви и уважения к близким людям, следует начать с создания предметно-развивающей среды. Для того, чтобы установить связь между домом и детским садом, в группе можно оборудовать домашние зоны. Эффект домашней обстановки достигается путем замены стандартной мебели на детскую мягкую мебель. Над креслами развесить семейные фотографии детей. Для формирования познавательного интереса к представителям старшего поколения разместить семейные фотоальбомы, сопровождающиеся небольшими рассказами детей «Я и моя семья», «Выходной день в моей семье».

Составление генеалогического древа семьи «Моя родословная» предоставляет детям возможность изучать происхождение семейного рода и фамилии. В группе так же размещаются иллюстрации с изображением людей разного пола, возраста; для развития познавательной активности – кроссворды и ребусы на тему «Семья».

В центре речевого развития рекомендуется организовать детскую библиотеку, включающую художественные произведения, отражающие взаимоотношения представителей разного поколения. Совместно с родителями можно изготовить «Книгу народной мудрости», в которую предлагается записывать произведения фольклора, имеющие значение в работе с детьми по формированию любви к близким людям. Содержание книги пополняется родителями совместно с детьми.

Игровой центр группы оснащается игрушками и пособиями, с помощью которых дети вовлекаются в коллективную совместную деятельность; атрибутами для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, играми с правилами: «Моя семья», «Уроки вежливости». Создать мобильные уголки, позволяющие ребенку при помощи занавесей, ширм, модулей, организовывать пространство для  сюжетно-ролевых игр, отображающих отношения в семье.

Рекомендуется подобрать в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными интересами различные виды театра, позволяющие воспитанникам разыгрывать разнообразные сюжеты из жизни семьи.

С целью развития умения распознавать эмоциональное состояние друг друга и близких ребенку людей, для создания атмосферы общения поместить картинки, пиктограммы с изображением различного эмоционального состояния детей, взрослых.

В центре художественного творчества наряду с разнообразным изобразительным материалом приготовить трафареты, альбомы для раскрашивания.

На формирование и развитие нравственных чувств ребенка огромное влияние оказывает личностно-ориентированное общение педагога с детьми. Контакт взглядом, мимикой, совместная деятельность педагога с учетом индивидуальных особенностей ребенка создают атмосферу психологического комфорта в группе.

Особое место в воспитательном процессе занимают бабушки и дедушки. Хорошей традицией может стать празднование 1 октября  «Дня пожилых людей». К этому дню дети делают подарки, готовят концерт, выпускается групповая книга «Бабушку  свою я очень люблю». Организовать выставку «Бабушкин сундучок», где  представляются  работы, выполненные руками старшего поколения.

Досуг, посвященный празднику День матери -  замечательная возможность для маленьких детей сказать добрые слова, выразить свои чувства к самому близкому человеку.

Серия занятий «Открытое письмо моей маме», «Сколько Я в слове семья», «Ветви и корни» направлены на укрепление детско-родительских отношений. Создание семейных проектов «Странички семейного альбома», «Генеалогическое древо моей семьи», выпуск семейной газеты «Семейные традиции», в которой рассказывается о семейных праздниках, походах,  путешествиях, способствуют воспитанию интереса и трепетного отношения детей к истории своей семьи.

Беседуя с детьми на темы: «Что такое дружба?», «Чем можно порадовать маму?», «Добрые дела», мы учим ребят справедливо оценивать поступки своих сверстников, понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Чтение и анализ художественных произведений К.Д.Ушинского «Умей обождать»,  А.Барто «Помощница» позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний. 

Игровая деятельность в дошкольном возрасте наиболее близка и понятна ребенку. При помощи игры мы воспитываем уважительное отношение к близким. Включение игрового персонажа («Старичок–лесовичок»,  «Солнышко», «Умная  Сова», «Незнайка») позволяет на примере героев сказок закрепить представление о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами –  жестокостью, злом, трусостью, ленью.

В работе с детьми используются:

  • игры-занятия «Вот какая мама», «Письмо бабушке», которые учат детей находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций;
  • игры-упражнения, которые проводятся в форме соревнования (например, побеждает участник, придумавший наибольшее количество предложений, начинающихся со слов «Мой дедушка»);
  • игровые ситуации «Мама заболела», «День рождения бабушки», которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости к ближним;
  • игры- инсценировки, направленные на разрешение житейских проблем, оказывают практическую помощь в умении воспитанников дошкольного возраста проявлять внимание, сочувствие и заботу о близких;
  • игры-имитации, в которых дети подражают действиям разных животных, явлениям природы, являются эффективным методом эмоциональной разгрузки, развивают способность понимать эмоциональное состояние окружающих;
  • подвижные игры «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Скульптор», «Маски» способствуют развитию умения действовать согласованно с другими.

Работа по воспитанию любви к близким людям проводится в тесном сотрудничестве с педагогами дошкольного учреждения. С педагогом-психологом осуществляется работа, направленная на преодоление страха детей, повышение самооценки, развитие гуманных чувств. Совместно с музыкальным руководителем развиваем нравственные качества детей, организуя занятия, праздники, досуги. С руководителем по физическому воспитанию проводятся семейные мероприятия, развлечения, например «Мама, папа, я – спортивная семья».

Анкетирование способствует выявлению потребности родителей в получении квалифицированной помощи педагогов дошкольного учреждения, поэтому свою работу по воспитанию любви к близким людям следует вести в тесном сотрудничестве с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях ребенка, выявлять происхождение «тормозящих» факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. На групповых собраниях рекомендуется поднимать вопросы о воспитании нравственных чувств ребенка, вопросы воспитания любви и уважения к близким людям. Вопросы, поднятые на собрании, становятся предметом обсуждения на консультациях. Индивидуальные беседы с родителями позволяют установить тесный контакт с семьей и дифференцировано подойти к каждому ребенку, учитывая его особенности и интересы.

Педагогическое просвещение родителей ведётся и через получение наглядной информации. Рекомендуется выставлять материалы по обучению детей этикету, культуре поведения при взаимоотношениях с взрослыми. Следует систематически организовывать совместные выставки работ родителей с детьми («Дом, в котором я живу», «Уголки родного города»), помещать в родительский уголок поделки, аппликации, рисунки, выполненные ребятами в группе («Чем больше в мире доброты, тем счастливее я и ты», «Какого цвета радость?», «Мы улыбаемся друг другу»). Родители активно включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, помогают в изготовлении атрибутов, создании предметно-развивающей среды.

Данная работа ориентирует родителей на то, чтобы они умели общаться со своими детьми на основе сотрудничества, передавали опыт микрокультуры семьи, формируя правильное представление о взаимоотношениях в семье.

Семья, родные люди, дом - слагаемые человеческого благополучия, счастья. Именно в семье с первых месяцев жизни ребенок учится азам человеческого общения, культуре поведения, уважению к старшим.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ личности, поэтому важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной семейной жизни, продумать условия для активного познания ребёнком окружающей его социальной действительности. Социально-нравственное развитие детей        старшего дошкольного возраста направлено на дальнейшее углубление представлений о родных людях, воспитание уважения и любви к ним.

 

 Работу, направленную на воспитание любви и уважения к близким людям, следует начать с создания предметно-развивающей среды. Для того, чтобы установить связь между домом и детским садом, в группе можно оборудовать домашние зоны. Эффект домашней обстановки достигается путем замены стандартной мебели на детскую мягкую мебель. Над креслами развесить семейные фотографии детей. Для формирования познавательного интереса к представителям старшего поколения разместить семейные фотоальбомы, сопровождающиеся небольшими рассказами детей «Я и моя семья», «Выходной день в моей семье».

Составление генеалогического древа семьи «Моя родословная» предоставляет детям возможность изучать происхождение семейного рода и фамилии. В группе так же размещаются иллюстрации с изображением людей разного пола, возраста; для развития познавательной активности – кроссворды и ребусы на тему «Семья».

В центре речевого развития рекомендуется организовать детскую библиотеку, включающую художественные произведения, отражающие взаимоотношения представителей разного поколения. Совместно с родителями можно изготовить «Книгу народной мудрости», в которую предлагается записывать произведения фольклора, имеющие значение в работе с детьми по формированию любви к близким людям. Содержание книги пополняется родителями совместно с детьми.

Игровой центр группы оснащается игрушками и пособиями, с помощью которых дети вовлекаются в коллективную совместную деятельность; атрибутами для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, играми с правилами: «Моя семья», «Уроки вежливости». Создать мобильные уголки, позволяющие ребенку при помощи занавесей, ширм, модулей, организовывать пространство для  сюжетно-ролевых игр, отображающих отношения в семье.

Рекомендуется подобрать в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными интересами различные виды театра, позволяющие воспитанникам разыгрывать разнообразные сюжеты из жизни семьи.

С целью развития умения распознавать эмоциональное состояние друг друга и близких ребенку людей, для создания атмосферы общения поместить картинки, пиктограммы с изображением различного эмоционального состояния детей, взрослых.

В центре художественного творчества наряду с разнообразным изобразительным материалом приготовить трафареты, альбомы для раскрашивания.

На формирование и развитие нравственных чувств ребенка огромное влияние оказывает личностно-ориентированное общение педагога с детьми. Контакт взглядом, мимикой, совместная деятельность педагога с учетом индивидуальных особенностей ребенка создают атмосферу психологического комфорта в группе.

Особое место в воспитательном процессе занимают бабушки и дедушки. Хорошей традицией может стать празднование 1 октября  «Дня пожилых людей». К этому дню дети делают подарки, готовят концерт, выпускается групповая книга «Бабушку  свою я очень люблю». Организовать выставку «Бабушкин сундучок», где  представляются  работы, выполненные руками старшего поколения.

Досуг, посвященный празднику День матери -  замечательная возможность для маленьких детей сказать добрые слова, выразить свои чувства к самому близкому человеку.

Серия занятий «Открытое письмо моей маме», «Сколько Я в слове семья», «Ветви и корни» направлены на укрепление детско-родительских отношений. Создание семейных проектов «Странички семейного альбома», «Генеалогическое древо моей семьи», выпуск семейной газеты «Семейные традиции», в которой рассказывается о семейных праздниках, походах,  путешествиях, способствуют воспитанию интереса и трепетного отношения детей к истории своей семьи.

Беседуя с детьми на темы: «Что такое дружба?», «Чем можно порадовать маму?», «Добрые дела», мы учим ребят справедливо оценивать поступки своих сверстников, понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Чтение и анализ художественных произведений К.Д.Ушинского «Умей обождать»,  А.Барто «Помощница» позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний. 

Игровая деятельность в дошкольном возрасте наиболее близка и понятна ребенку. При помощи игры мы воспитываем уважительное отношение к близким. Включение игрового персонажа («Старичок–лесовичок»,  «Солнышко», «Умная  Сова», «Незнайка») позволяет на примере героев сказок закрепить представление о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами –  жестокостью, злом, трусостью, ленью.

В работе с детьми используются:

  • игры-занятия «Вот какая мама», «Письмо бабушке», которые учат детей находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций;
  • игры-упражнения, которые проводятся в форме соревнования (например, побеждает участник, придумавший наибольшее количество предложений, начинающихся со слов «Мой дедушка»);
  • игровые ситуации «Мама заболела», «День рождения бабушки», которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости к ближним;
  • игры- инсценировки, направленные на разрешение житейских проблем, оказывают практическую помощь в умении воспитанников дошкольного возраста проявлять внимание, сочувствие и заботу о близких;
  • игры-имитации, в которых дети подражают действиям разных животных, явлениям природы, являются эффективным методом эмоциональной разгрузки, развивают способность понимать эмоциональное состояние окружающих;
  • подвижные игры «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Скульптор», «Маски» способствуют развитию умения действовать согласованно с другими.

Работа по воспитанию любви к близким людям проводится в тесном сотрудничестве с педагогами дошкольного учреждения. С педагогом-психологом осуществляется работа, направленная на преодоление страха детей, повышение самооценки, развитие гуманных чувств. Совместно с музыкальным руководителем развиваем нравственные качества детей, организуя занятия, праздники, досуги. С руководителем по физическому воспитанию проводятся семейные мероприятия, развлечения, например «Мама, папа, я – спортивная семья».

Анкетирование способствует выявлению потребности родителей в получении квалифицированной помощи педагогов дошкольного учреждения, поэтому свою работу по воспитанию любви к близким людям следует вести в тесном сотрудничестве с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях ребенка, выявлять происхождение «тормозящих» факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. На групповых собраниях рекомендуется поднимать вопросы о воспитании нравственных чувств ребенка, вопросы воспитания любви и уважения к близким людям. Вопросы, поднятые на собрании, становятся предметом обсуждения на консультациях. Индивидуальные беседы с родителями позволяют установить тесный контакт с семьей и дифференцировано подойти к каждому ребенку, учитывая его особенности и интересы.

Педагогическое просвещение родителей ведётся и через получение наглядной информации. Рекомендуется выставлять материалы по обучению детей этикету, культуре поведения при взаимоотношениях с взрослыми. Следует систематически организовывать совместные выставки работ родителей с детьми («Дом, в котором я живу», «Уголки родного города»), помещать в родительский уголок поделки, аппликации, рисунки, выполненные ребятами в группе («Чем больше в мире доброты, тем счастливее я и ты», «Какого цвета радость?», «Мы улыбаемся друг другу»). Родители активно включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, помогают в изготовлении атрибутов, создании предметно-развивающей среды.

Данная работа ориентирует родителей на то, чтобы они умели общаться со своими детьми на основе сотрудничества, передавали опыт микрокультуры семьи, формируя правильное представление о взаимоотношениях в семье.

 

свернуть

Руководящая роль воспитателя в организации детской самостоятельной деятельности

24.09.2018
Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит воспитателю. Он непрерывно влияет на всех детей сразу и одновременно на каждого из них: словом, жестом, молчанием. Воспитание - сложный, трудоемкий и кропотливый процесс. Педагогу необходимо всегда быть в поиске путей и средств воспитания.
развернуть

Это поиск подхода к ребенку: когда быть с ним строгим  или добрым, снисходительным или требовательным, суровым или ласковым, уступчивым или непреклонным.

Это поиск решения в трудном случае: их может быть великое множество, а выбрать нужно единственно правильное!

Это поиск положительных, сильных черт у ребенка, на которые можно опереться в воспитании.

  Это поиск в самом себе терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс процесс воспитания.

Личность педагога К.Д.Ушинский сравнивал с плодотворным лучом солнца.Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.

Любовь воспитателя к детям – это не к избранным, а к каждому, к любому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Особенность его любви – в педагогической направленности и зоркости. Его любовь всегда зрячая, она несет воспитанникам радость от общения с педагогом.

Воспитатель – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое.

 Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

 Он – защитник: оградит от обидчика.

 Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

 Он – мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Детская самостоятельная деятельность, организуемая педагогом, имеет большое воспитательное значение. Все виды детской деятельности содержат возможности для решения воспитательных задач, но только при правильном руководстве педагога они становятся средством формирования личности.Пристальное внимание воспитателя должно быть обращено на идейную направленность детской деятельности – носит ли она нравственный характер, содействует ли объединению детей, самостоятельны ли и активны они и т.п.

Для успешной реализации воспитательных задач в группе должны быть созданы условия для всех видов игр, труда и занятий детей. Целесообразное размещение различных уголков предупреждает возможные столкновения между детьми, способствует формированию привычки уважать занятия друг друга, не мешать товарищам, помогает овладеть умением аккуратно пользоваться игрушками, бережно обращаться с книгами, различными пособиями. В неблагоприятных условиях у детей не налаживаются игры, не спорится труд, возникают ссоры, так как они мешают друг другу.

«У меня здесь гараж, а он железную дорогу строит!», «Пусть уберет свои кубики, он мешает мне книгу смотреть!» - подобные жалобы можно слышать там, где не учли педагогических требований к расположению уголков.

Учитывая размеры комнаты, педагог расставляет в ней мебель и оформляет уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для разнообразных ребячьих дел.

Для занятий, требующих сосредоточенности и тишины, самое лучшее место там, где достаточно света и играющие по соседству дети не нарушают делового настроения тех, кто увлечен настольной игрой, рисует или рукодельничает.

В самом тихом месте и ближе к окну – книжный уголок. Здесь красивый стол и стулья, рядом удобная книжная полка. Уютно выглядит это уголок, а маленьким читателям здесь удобно и спокойно.

Место для игр с крупным строительным материалом расположено вдали от столов, за которым сидят любители книг, лото: ведь строительные игры требуют большого пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по нескольку человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

При создании условий педагог учитывает возраст детей, их возможности и интересы. Создавая обстановку, способствующую воплощению детских замыслов, воспитатель постоянно наблюдает за детьми и вносит необходимые изменения.

Воспитатель, заинтересованный в привитии детям умения самостоятельно находить полезные дела, не допустит, чтобы в группе устраивались выставки из неприкосновенных игрушек.

К сожалению, в отдельных случаях бывает так.

…На полке новый красивый сервиз для кукол. Почему никто не берет его?

- Новую посуду брать нельзя, она для занятий, - говорят дети.

Оказывается, что это дидактический материал. Но зачем он на виду у детей?

Очень важно, чтобы время, отведенное для самостоятельной деятельности, не уходило на ожидания ( пока разрешат взять пока кто-то наиграется с желанной игрушкой и т.д.). Постоянные ожидания вызывают у детей, особенно у малышей, плохое настроение, конфликты, шалости и даже слезы. И главное, пока ребенок ждет, у него пропадает интерес к выполнению задуманного. Вот почему при создании условий для игр нужно предусмотреть, чтобы было как можно меньше различного рода ожиданий, утомляющих и раздражающих детей.

Необходимо целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми.

Важная задача: добиться, чтобы все воспитанники были заняты.

Уже в младшей группе педагог учит детей играть и заниматься рядом, не мешая друг другу, побуждает их к объединению, помогает действовать организованно, чтобы они получили удовлетворение от совместных действий.

Воспитатель внимательно наблюдает за деятельностью детей и выясняет: усложняются ли день ото дня их игры, занятия или они однообразны? Реализуют ли они свои замыслы? Педагог не может быть удовлетворен , что все дети заняты. Он непременно вникает в содержание этой деятельности: каково ее воспитывающее значение, использует ли ребенок полученные на занятиях знания, прилагает усилия, проявляет творчество или заполняет свой досуг ничего не дающими его развитию делами. Воспитатель создает в группе атмосферу деловитости. Общая занятость побуждает даже тех детей, которые могут длительное время бездействовать, тоже найти себе полезное дело: в таких условиях неудобно шалить, ведь все заняты.

Воспитатель помогает детям расширять, совершенствовать и усложнять деятельность, осуществлять замыслы, достигать цели.

Управляя деятельностью детей, педагог старается воспитывать у них организованность поведения, дисциплинированность, сдержанность.

Всячески поощряя и развивая детскую активность, педагог одновременно воспитывает у детей умение заниматься не только тем, чем хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: навести порядок в групповой комнате, полить растения, помочь взрослому. Воспитатель учит детей при необходимости переключаться с одной деятельности на другую. Например, занят интересным делом, но товарищ нуждается в помощи. Нужно прерваться, чтобы помочь ему.

В подобных случаях у детей формируется способность переключаться от «хочу» к «надо». Так формируется ответственность, умение мобилизоваться для выполнения необходимого дела, понимание своих обязанностей.

Воспитатель подчеркивает уважительное отношение к понятию «надо» своим примером – на просьбу детей почитать, говорит:

- Хорошо, но сначала надо…

Деятельность, самостоятельно организуемая ребенком, всегда развертывается в окружении сверстников и потому требует умения считаться с замыслами товарищей, уважать их дела, самому действовать так. чтобы не нарушать правил, установленных в группе.

Задача педагога – научить детей действовать в соответствии с правилами.

Гибкость педагога в разрешении любого недоразумения, возникающего между детьми, учет конкретных условий, творческое применение правил приводит к справедливому решению.

   Руководя деятельностью детей, воспитатель заботится о том, чтобы она постепенно приобрела коллективный характер, объединяла детей общими интересами, целью, совместными переживаниями.

  Итак, в чем же заключается руководство педагога детской самостоятельной  деятельностью?

Он добивается, чтобы все воспитанники были заняты: содействует вовлечению их в игры, занятия, труд. тактично. не нарушая детских замыслов, осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает замыслы, ход действий, добивается активности и самостоятельности каждого ребенка. Он оказывает необходимую помощь тем, кто затрудняется и готов оставить дело на полпути.

Он оценивает содержание детской деятельности: имеет ли она положительную направленность, насколько соответствует возрасту, особенностям ребенка, насколько разнообразна.

Он проявляет неподдедьный интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, достижению цели, получению результатов в соответствии с возрастными возможностями детей.

Он учит детей организовать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, соответствующие нормы поведения.

Он уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Он помогает каждому ребенку заполнить день содержательной, разнообразной деятельностью.

 

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №59 г.Минска» Ж.А.Кожемякина

 

свернуть

Организация двигательной деятельности в 1 младшей группе

20.09.2018
"Ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа" –писала Л.И.Чулицкая
развернуть

На всех этапах дошкольного детства ребенок совершает огромное количество разнообразных движений в бытовых и трудовых процессах, самообслуживании, играх. Дети в возрасте  от 2х до 3х лет много и с удовольствием бегают, прыгают, лазают,  поднимаются и сходят по лестнице, переносят игрушки, катают обручи, подбрасывают и ловят мячи, возят тележки, машины и т.д.

Самостоятельная двигательная деятельность детей раннего возраста связана, прежде всего, с играми. В режиме дня я/сада все время,  исключая кормление, сон и занятия, отведено играм. Игра при правильной организации, может и должна обеспечить воспитанникам правильное физическое развитие  и воспитание. Движения занимают большое место в играх детей. Дети бегают как  лошадки, летают на самолетах, ракетах  и выполняют разнообразные действия .

Организация игровой и двигательной деятельности детей требует большого внимания со стороны педагога.

Самостоятельная деятельность детей имеет место в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Самостоятельная двигательная деятельность детей от 2х до  3х лет связана, прежде всего, с обыгрыванием  предметов, игрушек. Поэтому в группе нужно создавать условия, которые способствуют развитию такой деятельности. Нужно давать в пользование детей больше разнообразных игрушек, стимулирующих движения (мячи, колечки, шарики,  корзинки,  кубики, машины, куклы). Для обеспечения активности детей,  нужно освобождать больше места, как в групповой комнате, так и на участке. Игрушки и пособия располагать так, чтобы они содействовали развитию детских игр, способствовали двигательной активности детей. Разместить на полочках, вешалках, в сетках, корзинках так, чтобы детям нужно было за ними потянуться, наклониться, влезть на ящик, т.е. проделать какие-то дополнительные движения, приложить определенные усилия. Для того, чтобы у детей не ослабевал интерес к тем или иным пособиям, нужно их периодически убирать, а затем вновь давать в пользование.

Самостоятельная двигательная деятельность маленьких детей требует постоянного внимания педагога. Он должен учитывать, чем заняты дети, на что направлены их интересы, как развиваются их игровые замыслы, видеть кто из детей активен, а кто наоборот, длительное время занят однообразной малоподвижной деятельностью. В зависимости от этого воспитатель помогает одним детям выбрать определенную игрушку, другим  - сменить вид деятельности, показать, как играть с теми или иными предметами. Так как двигательный опыт детей очень мал, воспитатель включается в игры детей. Прежде чем вводить ту или иную игру, нужно показать детям объект, которому они будут подражать в игре ( идущий поезд, летящий аэроплан, летящая птица). Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Особое значение они имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка .Игра  помогает  ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнить какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет  самые различные движения.

Личное участие  воспитателя в играх  детей является важным условием  активизации малышей, создания у них радостного настроения. Задача воспитателя – постепенно вовлекать в совместные игры вдвоем, втроем, объединяя их деятельность вокруг одной игрушки.

Помимо действий   с мелкими предметами дети любят  выполнять многие движения без предметов и движения на крупных пособиях. Они многократно повторяют различные движения, перебегают с места на место, подползают под стулья, влезают на диванчики и слезают с них  и т.д. Такую деятельность воспитатели должны поощрять  и создавать для нее необходимые условия, как в помещении, так и на участке, так как она способствует развитию основных движений. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в группе и на улице было достаточное количество игрушек, пособий, стимулирующих движения детей.

 В теплое время года обязательно использовать природные условия окружающей местности для развития у детей движений и воспитания двигательных качеств. Это – канавки, пригорки, пеньки, бревна,  ручейки, кустики являются прекрасными "пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или упражнения.  Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко пробегать между деревьями, сохраняя равновесие, проходить по узким тропинкам, наклонившись пробираться между кустами, взбираться на пеньки, перешагивать через кочки, ручейки. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности  детского организма. На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег, перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек, т.е. таких для которых нужен простор. Важно организовать игры с песком и водой.

Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка  в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать во всех видах самостоятельной деятельности, а также в играх и упражнениях.

 

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №59 г.Минска» Ж.А.Кожемякина

свернуть

Трудовое воспитание

19.09.2018
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
развернуть

Иногда особенно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Но на практике случается такое, когда труд организуется , дети систематически принимают участие в разных его видах, меют навыки, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия. формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Педагог должен формировать у ребенка необходимые для предстоящего труда умения, научить его добиваться желаемого результата. Без этого труд, как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.

   Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться. в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.

Эффективность воспитания и обучения зависит от того, насколько эмоционально ребенок относится к обучению, к сложившейся ситуации, как переживает успехи и неудачи. Благодаря положительным чувствам сам процесс деятельности начинает восприниматься им , как что-то само по себе положительное.

Воспитание отношения к труду, желание трудиться должно начинаться рано, до овладения трудовыми умениями, и, конечно продолжаться в процессе становления деятельности. Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной последовательности и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи. Представление о труде, как целостном процессе должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых частей, значит труд, как самостоятельная деятельность еще не сложился.

Каковы же структурные части ( компоненты) трудовой деятельности. Это цель, способы осуществления, результат и мотивы.

Цель – это представляемый результат деятельности. Способы осуществления – это необходимые действия для достижения цели, приобретение умений. Поставленная цель придает определенную направленность поведению ребенка, ориентирует ребенка на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. При выборе задания следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, воспитанники могут в следующий раз отказаться выполнять задание.

Умения – важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. Осознанное усвоение умений повышает интерес к деятельности, который закрепляется использованием в процессе труда различных инструментов, оборудования, материалов.

Желание овладеть необходимыми умениями во многом зависит от мотивов, стимулирующих деятельность в целом. Умение планировать работу относится к общетрудовым умениям и является необходимым для любого вида деятельности.

Результат – показатель завершения работы. Это то, ради чего была задумана работа. Для детей младшего возраста важнее не столько результат, сколько сама деятельность, осуществленная вместе со взрослыми. Чтобы результат стал для детей значимым в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и как сделано, т.е., процесс работы, меру приложения усилий.

Достижение результатов в труде имеет значение прежде всего, как педагогический фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Результат труда становится ценным в педагогическом отношении тогда, когда педагог ставит своей задачей использовать его, как фактор воспитания.

Мотивы. У детей дошкольного возраста уже имеются общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремлении сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Стремление малыша быть полезным окружающим побуждает его не ко всякой работе, а только к такой, в которой он может сделать что-то полезное.

Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой деятельности. Учет их особенностей на каждой возрастной ступени позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной.

Какие же компоненты оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных и нравственно-волевых качеств?  Прежде всего, это цели и мотивы трудовой деятельности, именно они ее личностный смысл.

Стержнем формирования личности в  процессе становления всех указанных выше компонентов трудовой деятельности является отношение. Отношение к поставленной цели, к процессу ее реализации, к достигнутому результату определяет отношение к трудовому процессу в целом. Поэтому надо иметь в виду, что в процессе формирования трудовой деятельности не все ее компоненты прямо влияют на формирование эмоционально положительного отношения к труду. Их воспитательное воздействие на личность ребенка может быть лишь при определенных условиях, позволяющих наполнить их нравственным содержанием. Тем самым будет создаваться и поддерживаться эмоционально положительная основа на всех этапах трудового процесса, а не только на тех, когда воспитательное воздействие на личность того или иного компонента труда очевидно.

 

Литература: Р.С.Буре «Нравственно-трудовое воспитание детей в д/саду»

свернуть